Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Председателя Комиссии:
Яфизова А.А. - заместителя руководителя,
Членов Комиссии:
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора,
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта,
в присутствии представителя заказчика ГКУ "ГЛАВТАТДОРТРАНС" - Хайруллина А.В. (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя ИП Меркулова В.И. о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ИП Меркулова В.И. (вх.N10897/ж от 26.08.2022 г.) на действия заказчика ГКУ "ГЛАВТАТДОРТРАНС" при проведении закупки N0311200024922000171 на предмет: "на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по ул.Первомайская и ул.Куйбышева в с.Поисево Актанышского муниципального района Республики Татарстан"
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0311200024922000171 на предмет: "на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по ул.Первомайская и ул.Куйбышева в с.Поисево Актанышского муниципального района Республики Татарстан" размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 10.08.2022 г.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, были представлены письменные и устные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об отсутствии установления требования к участникам закупки о членстве СРО.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи
Как следует из материалов дела, объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по ул.Первомайская и ул.Куйбышева в с.Поисево Актанышского муниципального района Республики Татарстан.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 этой статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 3.1 ст. 52 ГрК РФ установлено, что застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
В соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Ремонт автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Приказ N 624), разделом 3 которого определены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Согласно пункту 25 Раздела 3 данного Приказа указаны следующие виды работ по устройству автомобильных дорог и аэродромов, а именно: устройство оснований автомобильных дорог (подпункт 25.2); устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе, укрепляемых вяжущими материалами (подпункт 25.4); устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог (подпункт 25.7).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Приказ N 402).
Разделом III Приказа N 402 предусмотрена классификация работ по ремонту автомобильных дорог, включающая в себя, в том числе ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; полную замену слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий.
Из пояснений представителя заказчика, а также анализа документов, размещенных в ЕИС, следует, что перечень работ, подлежащих выполнению при исполнении государственного контракта, не относится к перечню работ, относимых к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Следовательно, в рассматриваемом случае Заказчиком правомерно не было установлено требование к участникам закупки об обязательном членстве в саморегулируемой организации.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя об отсутствии установления в проекте контракте условий ответственности, предусмотренных частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В ходе анализа размещенного проекта контракта в ЕИС установлено, что предусмотренное частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе условие начисления пени было установлено в пункте 9.5. проекта государственного контракта:
"Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени".
Довод заявителя признан необоснованным.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 6.2.6. проекта контракта извещения о проведении конкурса установлено, что до начала производства работ подрядчик обязан предоставить Заказчику на согласование состав (рецепт) на приготовление асфальтобетонной и других смесей.
Комиссия отмечает, что требование о согласовании рецептов (составов) на приготовление щебеночно-мастичных, асфальтогранулобетонных, асфальто-, цементобетонных, щебеночно-песчаных и других смесей с Заказчиком, в рассматриваемом случае является излишним, поскольку рецепты (составы) указанных смесей регулируются соответствующими национальными стандартами (ГОСТ).
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в проекте государственного контракта извещения о проведении конкурса требование о необходимости согласования с Заказчиком состава на приготовление асфальтобетонной смеси, нарушают требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты поставщика. Комиссия решила предписание об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ИП Меркулова В.И. (вх.N10897/ж от 26.08.2022 г.) на действия заказчика ГКУ "ГЛАВТАТДОРТРАНС" при проведении закупки N0311200024922000171 на предмет: "на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по ул.Первомайская и ул.Куйбышева в с.Поисево Актанышского муниципального района Республики Татарстан" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ГКУ "ГЛАВТАТДОРТРАНС нарушение требований части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
А.С. Кучеева
Л.А. Акперова |
Исп.:Акперова Л.А.
8(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 01 сентября 2022 г. N 016/06/31-1398/2022 (ключевые темы: капитальный ремонт объектов капитального строительства - государственные и муниципальные нужды - государственный кадастровый учет - характеристика - исполнение контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022