Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по видео-конференц-связи представителя ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (далее - уполномоченное учреждение) Дьяченко Т.Г., в присутствии представителя ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК (далее - Заказчик) Остриковой Ю.С., Лукаш О.А. (доверенности в деле), в отсутствие представителя ООО "Савир" (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу ООО "Савир" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка средств дезинфицирующих" (извещение N 0818500000822005084) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что по поз.1, 7, 8, 11, 17 "Описания объекта закупки" Заказчик установил завышенные требования, которые противоречат п.6 Правил Постановления Правительства N145.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились, требования к товару установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
09.08.2022 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка средств дезинфицирующих" (извещение N 0818500000822005084). Заказчик - ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 556 786,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановления N 145), утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пункт 4 Правил гласит, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145 (далее Правил формирования), с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Отраженной нормой, выраженной в пункте 6 Правил, установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Раздел "Описание товара, работы, услуги" каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000006, 20.20.14.000-00000009 содержит единственную, обязательную для применения характеристику.
Так, в позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 указана характеристика являющаяся обязательной для применения - форма выпуска: жидкость.
В позиции КТРУ 20.20.14.000-00000006 указана характеристика являющаяся обязательной для применения - форма выпуска: порошок.
В позиции КТРУ 20.20.14.000-00000009 указана характеристика являющаяся обязательной для применения - форма выпуска: таблетка.
Данные характеристики не позволяют надлежащим образом определить дезинфицирующее средство, требуемое заказчику, ввиду отсутствия в каталоге необходимой информации, установленной подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования.
Заказчик, обладая опытом использования дезинфицирующих средств включил в приложение к извещению о проведении электронного аукциона необходимые показатели товара и соответствующее обоснование своей потребности, тем самым исполнив требования вышеуказанных норм.
Представители уполномоченного учреждения, Заказчика с доводом Заявителя не согласились, из пояснений следует, что при подготовке Технического задания заказчиком были использованы "Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях", М.,2015, разработанные ФБУН НИИ Дезинфектологии (утверждены Ученым Советом Научно-исследовательского института дезинфектологии Роспотребнадзора, доложены на всероссийской научно- практической конференции специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи 19-21 ноября 2014 г., одобрены на заседаниях Общего собрания членов НП "НАСКИ" (Протокол N 6 от 19.11.2014 г.) и Профильной комиссии Минздрава России по эпидемиологии (Протокол N4 от 20.11.2014 г.).
Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий осуществляется медицинским персоналом, следовательно полноценное удовлетворение профильной потребности заказчика - это приоритетная задача возникающих правоотношений при закупке.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.xls", "Проект контракта.docx", "Описание объекта закупки.xlsx", "Требования к составу и содержанию заявки, инструкция по ее применению.docx".
Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Например, Заказчиком установлено:
В позиции 1 "Средство дезинфицирующее" "Описания объекта закупки" установлено требование к составу: "Действующие вещества: Алкилдиметилбензиламмоний хлорид, в пределах диапазона, % 0,8-1,2. Не содержит тетранил-У, триклозан, гуанидины, амины".
Заказчик установил противоречивые требования к составу. Действующие вещества Алкилдиметилбензиламмоний хлорид и тетранил-У, относятся по типу действующих веществ к одной группе "ЧАС", что ограничивает участников.
Алкилдиметилбензиламмоний хлорид относится к катионнымповерхностно-активным веществам и представляет собой четвертичную аммониевую соль Алкилдиметилбензиламмоний хлорид - высокоэффективное дезинфицирующее средство, обладающее мощным антимикробным, бактерицидным, алгицидным, туберкулоцидным, фунгицидным, вирулицидным эффектом.
Tetranyl U. - Ундецил амидопропил аммоний метосульфат.
UNDECYLENAMIDOPROPYLTR1MONIUM METHOSULFATE.
Вещество является катионным производным ундециленовой кислоты (УК), которая является ненасыщенной жирной кислотой R-CO: undecylenic acid
Тетранил У эффективен против грибков, более активен против грамположительных, чем грамотрицательных бактерий, обладают некоторой эффективностью против липофильных (оболочечных) вирусов, (т.е. ограниченная антимикробная активность).
Алкилдиметилбензиламмоний хлорид и тетранил У разные химические вещество и отнести их к одному виду ЧАС можно только на основании катион поверхностно- активных веществ.
В позиции 7 "Описания объекта закупки" Заказчиком установлено: "ЧАС,% не менее 6,5. Массовая доля альдегидов, % не менее 10. Не содержит органические кислоты, соответствие. Бактерицидное действие (в том числе в отношении возбудителей туберкулеза). Вирулицидная активность, Фунгицидная активностью в отношении грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневых грибов, Спороцидная активность".
Представители Заказчика не согласны с доводом Заявителя, из пояснений следует, что в позиции 7 установлены требования к средству для дезинфекции высокого уровня эндоскопов, используемых для нестерильных манипуляций. Требование к составу дезинфицирующего средства сформулировано в полном соответствии с требованиями пункта 3692 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" "Для ДВУ эндоскопов применяются растворы альдегидсодержащих, кислород-активных и некоторых хлорсодержащих средств".
В Федеральных клинических рекомендациях по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в МО дано четкое разъяснение (п.4.6.1), как классифицировать композиционные дезинфицирующие средства, в рецептурах которых содержится два и более действующих веществ. "Так, если в рецептуре представлены два и более действующих веществ, то дезинфицирующее средство следует отнести к группе наиболее активного действующего вещества. Например, дезинфицирующее средство содержит три действующих вещества: ЧАС + производное гуанидина + глютаровый альдегид. В отношении любых видов микроорганизмов наибольшую активность проявляет глютаровый альдегид. Такое средство следует классифицировать, как альдегидосодержащее ДС".
ЧАС действительно не обладают спороцидной активностью, но в композиции средства несут важную функцию синергетического усиления антимикробной активности (кроме спороцидной), моющих свойств, уменьшения фиксирующего действия и других вспомогательных моментов.
Таким образом, "Описание объекта закупки" полностью соответствует требованиям нормативных документов.
В поз. 8 "Описания объекта закупки" установлены требования к средству для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для дезинфекции высокого уровня изделий медицинского назначения. Согласно "Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях", М.,2015 Особенностью полимерных производных гуанидина (полигуанидинов) является способность к образованию пленки на обработанной поверхности, чем обусловлено длительное остаточное (пролонгированное) антимикробное действие таких средств. После обработки медицинских изделий (при подсыхании раствора на поверхности или в каналах), могут нарушаться их функциональные свойства (например, помутнение оптики эндоскопов, нарушение проходимости изделий с каналами и др.). Кроме того, способность к образованию на поверхности пленки является причиной того, что рабочие растворы ДС на основе полимерных производных гуанидина могут фиксировать загрязнения органической природы (кровь, слюна и др.). На этом основании Заказчик установил требование к отсутствию в средстве гуанидинов.
По поз. 11 "Описания объекта закупки" - Согласно письму Роспотребнадзора об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами N 02/770-2020-32 от 23.01.2020 г. в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей используют средства, содержащие изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе. Таким образом, Заказчиком не были нарушены действующие нормативные документы.
Из пояснений Заказчика следует, что в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, оказываемых услуг потребностям Заказчика. Заказчик включил в документацию технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности медицинского учреждения.
По поз. 17 "Описания объекта закупки" Заказчиком установлено: "N,N-бис(3-аминопропил) додециламин % не менее 3 и алкилдиметилбензиламмоний хлорид %, не менее. Не содержит производных альдегида, активного хлора, фенолов, спиртов и ферментов. _для дезинфекции стоматологических материалов, л, не менее 20".
В данном случае Заказчику не требуется стерилизация медицинских изделий, поэтому из перечня присутствующих в составе требуемого средства действующих веществ были исключены вещества, обладающие спороцидной активностью, в частности альдегиды, хлорактивные соединения и спирты.
С учетом изложенных обстоятельств, требования установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика являются для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
На участие в закупке подано 2 заявки. По результатам электронного аукциона понижение составило 6,50%. ООО "Савир" участником аукциона не является, заявку на участие не подавало.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Савир" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822005084).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 августа 2022 г. N 685/2022-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022