Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по видео-конференц-связи представителя ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (далее - уполномоченное учреждение) Бакланова С.А., в присутствии представителя администрации МО Мостовский район (далее - Заказчик) Трубилиной И.Ю. (доверенность в деле), в присутствии представителя ООО "Энхель-Юг" Масалыкиной И.В. (доверенность в деле), рассмотрев жалобу ООО "Энхель-Юг" (далее - Заявитель) на действия ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" при проведении электронного аукциона: "Строительство объекта: "Центр единоборств, по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, п.г.т. Мостовской, ул. Переправненская, 11-Б" (извещение N 0818500000822004988) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что комиссией неправомерно отклонена заявка ООО "Энхель-Юг".
Заказчиком представлены письменные пояснения согласно которым с доводами жалобы не согласны, основания отклонения заявки ООО "Энхель-Юг" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.08.2022 г. Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Строительство объекта: "Центр единоборств, по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, п.г.т. Мостовской, ул. Переправненская, 11-Б" (извещение N 0818500000822004988). Заказчик - администрации МО Мостовский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 109 496 701,94 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В Извещении установлено, что объектом закупки является заключение муниципального контракта на строительство объекта: "Центр единоборств, по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, п.г.т. Мостовской, ул. Переправненская, 11-Б".
В соответствии с п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Извещении установлены дополнительные требования к участникам, а именно:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 . 1 Требования в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей. Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, Предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию 4 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ-44 к лицам, осуществляющим поставку товаров, являющихся объектом закупки, и перечень предоставляемых документов (или копий таких документов): Участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированные в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса РФ. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда в случаях, предусмотренных ст. 60 Градостроительного Кодекса РФ, должен соответствовать ст. 55.16 Градостроительного Кодекса РФ. Требования не распространяется на предложения цены контракта 10 млн. рублей и менее в соответствии с ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также на лиц, указанных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Основание: ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ. 5 Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44 ФЗ Объем привлечения: 60.00% |
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
В соответствии с п. 3) ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 8) ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
На участие в рассматриваемом аукционе в электронной форме было подано две заявки, в том числе заявка ООО "Энхель-Юг" с идентификационным номером 112424005.
Согласно протоколу N0818500000822004988-ЭА-С ОТ 16.08.2022 Г. ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ), КОМИССИЕЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК ПО ПОДРЯДНЫМ РАБОТАМ (ДАЛЕЕ - ОТРАСЛЕВАЯ КОМИССИЯ) ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОБ ОТКЛОНЕНИИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ С ИДЕНТИФИКАЦИОННЫМ НОМЕРОМ 112424005. В СООТВЕТСТВИИ С П. 3) Ч. 12 СТ. 48 ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ТРЕБОВАНИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ В ИЗВЕЩЕНИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С Ч. 2 СТ. 31 ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ, В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ УСЛОВИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЕМ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЗИЦИЕЙ 7 РАЗДЕЛА II ПРИЛОЖЕНИЯ К ПП РФ ОТ 29.12.2021 N 2571, А ИМЕННО: НЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ: 1) ОПЫТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЛИНЕЙНОГО ОБЪЕКТА); 2) ОПЫТ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКОМ ЗАКУПКИ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ ЗАСТРОЙЩИКОМ, РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЛИНЕЙНОГО ОБЪЕКТА).
В соответствии с пунктом 7 Раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571)
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
7.Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей |
в случае наличия опыта,предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: |
Из пояснений уполномоченного учреждения следует, что ООО "Энхель-Юг" в подтверждение своего опыта, предоставило следующую информацию:
Договор договор от 12.01.2021 N Л-1827 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Жилой дом по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, Савелкинский проезд, корп 327" (далее - Договор), заключенный между ООО "Специализированный застройщик "Ода Премиум Плюс" (ИНН 5044115664) и ООО "Энхель-Юг" (ИНН 6161087081).
Стоимость работ по договору составила 49 701 461 рублей.
Сметным расчётом (локальный ресурсный сметный расчет от 12.01.2021 N 02-01-01), являющимся приложением к Договору, предусмотрены работы только по установке оконных блоков из ПВХ в строящемся доме, расположенном по адресу г. Москва, г. Зеленоград, Савелкинский проезд, корп. 327, генеральным подрядчиком по которому, согласно данным Минстроя России, являлось ООО "Альтстрой".
Каких-либо иных работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства ни договором, ни сметным расчётом не предусмотрено.
Таким образом, при исполнении Договора заявитель привлекался для выполнения лишь определённого вида работ и генеральным подрядчиком не являлся.
Данное обстоятельство подтверждается стоимостью договора подряда, а так же разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 07.12.2021
N 77-186000-010474-2021, выданным Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы (МОСГОССТРОЙНАДЗОР) ООО "Специализированный застройщик "Ода Премиум Плюс" как застройщику.
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение строительству и реконструкции объекта капитального строительства:
строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При этом, перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624).
Монтаж оконных блоков как самостоятельный вид капитальных работ Перечнем N 624 не предусмотрен.
В соответствии с п. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может получить только застройщик (заказчик строительства) и согласно с п.п. 1 и 3 ст. 55 ГрК РФ, представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства в полном объёме, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выдается на основании, в частности, документов, подтверждающих соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и техническим условиям.
По смыслу положений Постановления N 2571 требования установлены к опыту исполнения контракта самого участника закупки в качестве застройщика либо генерального подрядчика (прямого исполнителя), поскольку в опыт работ для целей закупок также входит оценка возможности самостоятельно нести ответственность и обеспечивать исполнение гарантийных обязательств перед непосредственным заказчиком.
При выполнении работ взаимодействие по исполнению контракта (договора) осуществляется с генеральным подрядчиком, а не с его подрядчиком (субподрядчиком).
Очевидно, что выполнение работ по установке оконных блоков из ПВХ, не свидетельсвует о выполнении ООО "Энхель-Юг" строительства жилого дома в полном объёме, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Минфин России в своём письме от 31.09.2019 N 24-02-08/84217 "О рассмотрении обращения" по вопросу подтверждения опыта по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства разъсняет следующее: контракт (договор), представленный в составе заявки, должен быть исполнен участником закупки в полном объёме, то есть выполнение работ должно быть завершено.
Наличие такого контракта (договора), а также акта выполненных работ и разрешения на ввод в эксплуатацию является условием допуска к участию в закупке.
При этом такой контракт (договор) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ по соответствующему контракту (договору) должно быть завершено.
Наличие такого контракта (договора), а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является условием допуска к участию в соответствующей закупке.
По мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд).
Таким образом, договор на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления N 2571.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, отраслевая комиссия пришла к правомерному выводу о том, что ООО "Энхель-Юг" соответствие дополнительным требованиям надлежащим образом не подтверждено.
Таким образом, в действиях отраслевой комиссии при отклонении заявки ООО "Энхель-Юг" нарушений положений Закона о контрактной систем не установлено.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО " Энхель-Юг" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822004988).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 августа 2022 г. N 700/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022