Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Контракт", в присутствии представителя государственного заказчика - государственного специализированного казенного учреждения Астраханской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера" Зиброва А.А. (доверенность от 26.08.2022 N1628), в присутствии представителя уполномоченного учреждения ГКУ АО "Управление по техническому обеспечению деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области" Широковой Ю.В. (доверенность от 30.08.2022 N02-25/217), рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия государственного заказчика государственного специализированного казенного учреждения Астраханской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера" и уполномоченного учреждения ГКУ АО "Управление по техническому обеспечению деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на ремонт фасада (облицовка фасада) (номер извещения: 0325200009522000043), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.08.2022 поступила жалоба ООО "Контракт" (далее также Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика государственного специализированного казенного учреждения Астраханской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера" и уполномоченного учреждения ГКУ АО "Управление по техническому обеспечению деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на ремонт фасада (облицовка фасада) (номер извещения: 0325200009522000043) (далее - электронный аукцион).
По мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Выслушав доводы представителей, изучив материалы жалобы, извещение об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
16.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 5 165 486,00 руб.
Согласно доводу Заявителя Заказчик неправомерно не установил в извещении дополнительные требования к участникам в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно п. 15 приложения к ПП РФ N 2571 при осуществлении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, участник закупки должен обладать следующим опытом.
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
1) исполненный договор.
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ
Согласно Извещению о проведении закупки объектом закупки является ремонт фасада (облицовка фасада).
При этом, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет 5 165 486,00 руб., что превышает минимальное пороговое значение, установленного пунктом 3 Постановления N 2571, для целей применения дополнительных требований к участникам закупок, Комиссия приходит к выводу, что Заказчику необходимо установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении аукциона дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению N 2571, нарушают части 4,5 статьи 31, п.12 ч.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административные правонарушения.
По мнению Заявителя Заказчик неправомерно установил требования о предоставлении предложения о цене контракта в составе заявки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Представление предложения о цене контракта в составе заявки предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Из совокупности положений статьи 43, 49 Закона о контрактной системе следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения о цене контракта не предусмотрено, учитывая, что закупка проводится в форме аукциона, а не конкурса или запроса котировок и заявка подается непосредственно до проведения процедуры аукциона.
В ходе анализа извещения установлено, что в приложении N4 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком было установлено требование о предоставлении предложения о цене контракта в составе заявки.
Указанное не соответствует положениям ч.3 ст.43, ч.1 ст.49, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заявитель считает, что Заказчик установил разные ИКЗ в извещении и проекте контракта.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона).
В ходе анализа сведений, размещенных в ЕИС, Комиссией установлено, что извещения и проект контракта содержат разные ИКЗ:
Извещение -222302200042630220100100130024339244;
Проект контракта - 222302200042630220100100140004211244.
Согласно пояснениям Заказчика, при формировании и размещении сведений была допущена опечатка.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7, части 1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя об отсутствии указания в проекте контракта условий об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налогов, сборов, Комиссия Управления признает обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В ходе анализа сведений в ЕИС установлено, что условие, предусмотренное пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в проекте контракта предусмотрено не было.
Таким образом Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения ответственность за которое установлена ч. 4. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
По мнению Заявителя в п. 8.4.2 проекта контракта указан штраф, не соответствующий требованиям постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063" (далее также Постановление N1042).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением N1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением N 1042.
Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Между тем, в пункте 8.4.2 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренного Контрактом, размер штрафа составляет 1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно).
В рассматриваемом случае указание размера штрафа в виде фиксированной суммы не соответствует требованиям Постановления N 1042 и Закона о контрактной системе, поскольку окончательный расчет суммы штрафов становится известен при заключении государственного контракта в зависимости от цены, по которой заключается контракт.
На основании изложенного, Заказчиком были не соблюдены требования частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 при установлении размера штрафа в проекте контракта, что образует признаки состава административного правонарушения ответственность за которое установлена ч. 4. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия государственного заказчика государственного специализированного казенного учреждения Астраханской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера" и уполномоченного учреждения ГКУ АО "Управление по техническому обеспечению деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на ремонт фасада (облицовка фасада) (номер извещения: 0325200009522000043) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера" нарушившим части 4,5 статьи 31, п.12 ч.1 ст.42, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 7, части 1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 42, ч.3 ст.43, ч.1 ст.49, пункта 2 части 13 статьи 34, ч. 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на ремонт фасада (облицовка фасада) (номер извещения: 0325200009522000043).
3. Выдать государственному заказчику государственному специализированному казенному учреждению Астраханской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера" и уполномоченному учреждению ГКУ АО "Управление по техническому обеспечению деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на ремонт фасада (облицовка фасада) (номер извещения: 0325200009522000043).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 30 августа 2022 г. N 030/06/31-989/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022