Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие заявителя ИП Меркулова В.И., надлежащим образом извещенного, в присутствии представителя муниципального заказчика - Управления капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии Администрации муниципального образования "Красноярский район" - Кадырбердиевой Э.Р. (действующая по доверенности Nб/н от 30.08.2022 года), надлежащим образом извещенной, рассмотрев жалобу ИП Меркулова В.И. на действия муниципального заказчика - Управления капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии Администрации муниципального образования "Красноярский район" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство сетей водоснабжения к земельным участкам в п. Бузан, Красноярского района, Астраханской области по ул. Молодежная, ул. Новая" (реестровый N 0125300014522000022), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.08.2022 поступила жалоба ИП Меркулова В.И. (далее также Заявитель) на действия муниципального заказчика - Управления капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии Администрации муниципального образования "Красноярский район" (далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство сетей водоснабжения к земельным участкам в п. Бузан, Красноярского района, Астраханской области по ул. Молодежная, ул. Новая" (реестровый N 0125300014522000022) (далее - электронный аукцион).
Податель жалобы полагает, что извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 01.09.2022 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.402.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
19.08.2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 262 150,00 руб.
1.По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - Грк РФ), поскольку в соответствии изменениями ч.2.1 ст.52 Грк РФ, внесенными Федеральным законом N124-ФЗ от 01.05.2022 года цена договора строительного подряда, работы по которому могут выполняться без наличия членства СРО увеличена до 10 млн. рублей, что в свою очередь, не превышает начальную (максимальную) цену контракта.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В Извещении Заказчиком установлены требования к участникам закупки, в том числе:
"Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации; соответствие ответственности участника закупки уровню ответственности по минимальному взносу в компенсационный фонд возмещения вреда согласно части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации; соответствие ответственности участника закупки уровню ответственности по минимальному взносу в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств согласно части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в частях 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона установленным требованиям, или копии таких документов: копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04 марта 2019 г. N 86. Данное требование установлено в соответствии со статьей 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком также указано, что требование о наличии членства в СРО не предъявляется к участникам закупки, перечисленным в ч.2.1, 2.2 ст.52 Грк РФ.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 262 150,00 руб. (меньше 10 млн. руб.), то в данном случае, такое требование Заказчиком не устанавливается, что и было им указано в Извещении.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.Согласно второму доводу Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части наличия ненадлежащих положений проекта контракта.
Так, по мнению Заявителя, Заказчиком в п.6.8 проекта контракта ненадлежащим образом установлены положения, предусмотренные статьей 34 Закона о контрактной системе. Заявитель обращает внимание на часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно - о необходимости включения в контракт обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предоставления нового обеспечения исполнения контракта не позднее одного месяца.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Пунктом 6.8 проекта контракта Заказчиком установлено следующее:
"В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, в том числе в случае отзыва лицензии, банкротства или ликвидации лица, выдавшего независимую гарантию, Подрядчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента наступления указанных выше обстоятельств представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящем разделе Контракта".
Таким образом, указание Заказчиком в проекте контракта иного срока предоставления нового обеспечения исполнения контракта, а также не указание на необходимость надлежащего уведомления заказчика о наступивших обстоятельствах является нарушением части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
При этом указанное нарушение Закона о контрактной системе не может повлиять на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о выдаче Заказчику предписания учитывать положения данного решения при заключении контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство сетей водоснабжения к земельным участкам в п. Бузан, Красноярского района, Астраханской области по ул. Молодежная, ул. Новая" (реестровый N 0125300014522000022).
Довод Заявителя является обоснованным.
3. Согласно жалобе Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в Извещении запрета на совершение сделок (операций) с лицами, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252" (далее - Постановление N 851).
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением N 851 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ N 252) Правительством Российской Федерации утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также установлен запрет на совершение действий в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа N 252 с лицами, указанными в таком перечне и находящимися под их контролем организациями.
При этом Комиссия Управления отмечает, что положения Постановления N851 применяются Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки и при заключении государственного контракта.
Кроме того, согласно подпункту 9 пункта 1.1.15 файла "Требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкция по ее заполнению" к участникам закупки установлено требование об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Также Извещением установлены требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено прямое требование об установлении в Извещении вышеуказанного запрета, а также то, что Заявитель явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меркулова В.И. на действия муниципального заказчика - Управления капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии Администрации муниципального образования "Красноярский район" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство сетей водоснабжения к земельным участкам в п. Бузан, Красноярского района, Астраханской области по ул. Молодежная, ул. Новая" (реестровый N 0125300014522000022) обоснованной в части нарушения части 30 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать муниципального заказчика - Управление капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии Администрации муниципального образования "Красноярский район" нарушившим часть 30 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство сетей водоснабжения к земельным участкам в п. Бузан, Красноярского района, Астраханской области по ул. Молодежная, ул. Новая" (реестровый N 0125300014522000022).
3. Выдать Управлению капитального строительства, коммунального, дорожного хозяйства и экологии Администрации муниципального образования "Красноярский район" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство сетей водоснабжения к земельным участкам в п. Бузан, Красноярского района, Астраханской области по ул. Молодежная, ул. Новая" (реестровый N 0125300014522000022).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 сентября 2022 г. N 030/06/42-996/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022