Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<___..>
<___..>
<___..>
<___..>
<___..>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Муниципальным учреждением "Дирекция муниципального заказа" (ИНН: 8905027532), обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на капитальный ремонт кровли объекта, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Рабочая, д. 39, цена контракта 18 500 000,00 рублей, (извещение N 0190300003722000007), с ООО "Алекс-Групп" (ИНН: 8618002051) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 04.08.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0190300003722000007 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 21 марта 2022 года между МУ "Дирекция муниципального заказа" (Заказчик) и ООО "АЛЕКС-ГРУПП" (Подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0190300003722000007 на капитальный ремонт кровли объекта, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул.Рабочая, д.39 (далее - контракт).
Однако, по состоянию на 04.08.2022 года Подрядчиком работы ведутся медленно, тем самым муниципальный контракт не исполняется надлежащим образом в соответствии с графиком выполнения работ, что может привести к срыву срока исполнения работ по муниципальному контракту.
О ненадлежащем исполнении обязательств по муниципальному контракту в адрес Подрядчика направлялись претензии от 15.07.2022 N89-178-1/121-09/5676, от 03.08.2022 N89-178-1/121-09/6343, от 04.08.2022 N89-178-1/121-09/6382.
В связи с ненадлежащим исполнением условий муниципального контракта ООО "АЛЕКС-ГРУПП" принятых на себя обязательств в установленные контрактом Сроки, принято решение отказаться от исполнения муниципального контракта от 21.03.2022 N 0190300003722000007 в одностороннем порядке.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 22.08.2022 NАД/3071, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из пояснения Подрядчика, что Заказчик не привел доводов, по каким признакам и критериям отнес производство работ к слишком медленным, тем самым отказ не аргументирован. Для подтверждения производства работ направил сводный график с обозначением фактического выполнения объёма работ на дату размещения одностороннего отказа в единой информационной системе (04.08.2022 г), на дату вступления в силу одностороннего отказа (15.08.2022 г.) и на текущую дату.
После получения одностороннего отказа Подрядчиком усилился контроль над своими сотрудниками и рабочими субподрядчика, направлялась дополнительная рабочая сила.
Со слов Подрядчика на момент ответа на претензию было указано, что по контракту работы выполнены на 70%, так же сообщено, что идет дальнейшее производство работ, результаты которого предоставит в ближайшее время, тем самым в указанном случае нет основания утверждать, что работы ведутся настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Подрядчик считает, что им принимались абсолютно все возможные меры для надлежащего исполнения условий Контракта:
1. Ни одно письмо от Заказчика не оставалось без ответа, представитель Подрядчика всегда был доступен по телефону и докладывал о ходе производства работ и при необходимости собирал рабочее совещание.
2. Документация по Контракту не соответствовала фактическим объёмам необходимых работ. Заказчик долго не предоставлял ответа на обращение Подрядчика о согласовании приложений, что так же затянуло срок исполнения Контракта. Подрядчик использовал все свои права, предусмотренные гражданским законодательством для скорейшего и качественного производства работ. Как указано выше, при заключении Контракта Заказчик долго согласовывал приложения к Контракту, тем самым отодвигая дату начала производства работ, хотя в соответствии с требованиями ст. 34 Закона N 44-Ф Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с требованиями и условиям п. 1.2. Контракта сметная документация, в том числе локальный сметный расчет разрабатывается Подрядчиком и утверждается Заказчиком.
Из пояснения, Заказчику был предоставлен локальный сметный расчет на согласование, однако Заказчик неоднократно давал отказ по согласованию. При этом следует отметить, что при формировании начальной (максимальной цены Заказчик руководствовался проектной документацией, так же, как и Подрядчик при определении ценового предложения. Использование же локального сметного расчета, размещенного в папке "Приложение N 1" в папке "Сметная документация" привело к искажению предмета торгов (работ), поскольку в нем содержалось расхождения с проектной документацией.
Что помимо указанного на срок производства работ повлиял тот факт, что объект производства работ является школой, в которой на протяжении всего мая учились дети, в июнь на территории школы был организован детский лагерь и Подрядчик постоянно получал указание от балансодержателя начать позже.
Что на срок исполнения обязательств так же повлияла сложившаяся ситуация на рынке строительных материалов.
Несмотря на все трудности с которыми пришлось столкнуться работы велись постоянно не приостанавливаясь, даже после вступления в силу одностороннего отказа Заказчика, что подтверждается Письмом от Балансодержателя
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 10.1. Контракта настоящий контракт расторгается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России установила и пришла к следующим выводам.
21.03.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 0190300003722000007 (далее - Контракт).
О ненадлежащем исполнении обязательств по муниципальному контракту в адрес Подрядчика неоднократно направлялись претензии от 15.07.2022 N89-178-1/121-09/5676, от 03.08.2022 N89-178-1/121-09/6343, от 04.08.2022 N89-178-1/121-09/6382. о неисполнении условий контракта, комиссия приходит выводу о наличии нарушении условий Контракта со стороны Подрядчика.
04.08.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.08.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
15.08.2022 Дата расторжения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные участником закупки, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации факта уклонения участника закупки от заключения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
Заключив контракт, Исполнитель принял на себя обязательства, по его надлежащему исполнению. Условиями контракта установлены обязательства сторон, которые должны исполняться сторонами надлежащим образом.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании Комиссии, в ходе рассмотрения обращения Заказчика выявлено, что по вине Подрядчика, в виду нарушения технологии выполнения работ, в МБОУ "СОШ N10 с УИФ и ТД" сорван учебный процесс, так как учебное учреждение не сможет функционировать с 01.09.2022, а данная школа является коррекционной, в связи с чем перевести детей в иные учебные заведения города не представляется возможным. В настоящее время рассматривается вопрос о функционировании школы.
В настоящее время работы на объекте не завершены, кровля не накрыта, в связи с чем происходят многочисленное затопление школы, количество работников не увеличено.
В связи с недобросовестным исполнением муниципального контракта Подрядчиком допущено неоднократное и многочисленное затопление всей школы с 3 по 1 этаж, дождевой водой залиты все кабинеты, коридоры, классы, туалетные комнаты с 3 по 1 этаж, залита водой вентиляция, все электросиловые, ВРУ, система охранной пожарной сигнализации.
Аналогичная ситуация у Подрядчика по исполнению муниципального контракта от 24.03.2022 N0190300003722000008 на капитальный ремонт кровли объекта, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, м-н "5", ул. Ленина, 67 "А".
Данная школа неоднократно была затоплена, работы в настоящее время не закончены, в том числе по внутренним работам, объект к приемке не готов, соответственно не готов к учебному году.
Таким образом, в виду недобросовестных действий Подрядчика два общеобразовательных учреждения на территории города Ноябрьска не готовы к учебному году.
Объективных доказательств, однозначным образом свидетельствующих об отсутствии возможности исполнить контракт Исполнителем не представлено.
Комиссия контрольного органа, рассмотрев обращение заказчика, и проведя проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих о ненадлежащим исполнением Исполнителем работ, считает, что исполнитель нарушил условия контракта.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения обязательств по контракту Исполнителем установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Исполнителем, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Алекс-Групп" (ИНН 8618002051), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Гусейнова Нахида Агаяр Кызы (ИНН: 860110540312 ) по обращению Муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа" (ИНН: 8905027532) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на капитальный ремонт кровли объекта, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Рабочая, д. 39, цена контракта 18 500 000,00 рублей, (извещение N 0190300003722000007) включить реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Алекс-Групп", сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Гусейнова Нахида Агаяр Кызы в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 августа 2022 г. N 089/06/104-678/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022