Резолютивная часть решения оглашена "26" августа 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме "30" августа 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** - |
Главного специалиста отдела контроля в сфере закупок; |
|
*** |
Главного специалиста отдела контроля в сфере закупок; |
При участи посредством ВКС:
- ***.В. - представителей ФГБНУ "Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/33-1023/2022, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ФГБНУ "Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0339100014822000252 "Инкубатор-трансформер", руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
23.08.2022 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Ежовой О.К. (вх. N 4930Э от 23.08.2022) на действия заказчика - ФГБНУ "Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" при проведении электронного аукциона N 0339100014822000252 "Инкубатор-трансформер".
По мнению заявителя, документация о закупке составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
16.08.2022 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона ФГБНУ "Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" на поставку "Инкубатор-трансформер".
В силу пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон о контрактной системе) заказчик, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей. Также Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При формировании документации об электронном аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30.10.2014 N304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В связи с недостаточным количеством, установленных в КТРУ характеристик и их значений, для наиболее полного и объективного описания объекта закупки с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, перечень характеристик был расширен с соответствующим обоснованием необходимости использования такой информации.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "doc" к извещению об осуществлении закупки.
Обжалуемые позиции и характеристики:
N |
Техническое задание |
кол-во |
ед. изм. |
Код ОКПД/Код КТРУ |
||||||||||||||||
1 |
Наименование товара, работы, услуги (по КТРУ): Инкубатор для новорожденных стандартный НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ 157920 Инкубатор для новорожденных стандартный "Модуль с питанием от сети переменного тока, предназначенный для обеспечения замкнутой контролируемой среды с целью поддержания необходимого уровня температуры и влажности, главным образом, для недоношенных детей и других новорожденных, которые не способны эффективно регулировать температуру собственного тела. Он обычно состоит из прозрачной съемной пластиковой крышки с матрасом. Инкубатор, как правило, включает в себя средства для согревания младенца, например, для нагрева воздуха (с помощью естественного или принудительного потока) или с использованием матраса с теплой водой; элементы управления температурой, которые работают автоматически через измерение температуры воздуха или с помощью температурного датчика, прикрепленного к коже новорожденного; и средства управления влажностью. Предназначен для использования в больничной палате."
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (по КТРУ): Встроенные весы (характеристика является обязательной для применения) - да Лампа фототерапии (характеристика является обязательной для применения) - нет Стойка инфузионная (характеристика является обязательной для применения) - да
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Обоснование внесения характеристик позиции: Для обеспечения полного соответствия требованиям Заказчика |
1 |
шт |
32.50.21.160/ 32.50.21.160-00000003 |
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что по пункту:- "Максимальный уровень шума в колпаке инкубатора не более 41дБ" существует как минимум 3 (три) производителя продукции, удовлетворяющих техническому заданию заказчика, а именно:
1. Atom (Dual Incu I) - 41 дБ,
2. Drager (Babyleo TN500) - 40 дБ,
3. General Electric (Giraffe Omnibed Carestation) - 41 дБ.
По пункту - Размеры матрасика не менее 45 х 64,8 см.
1. Drager (Babyleo TN500) - 45 х 69 см,
2. General Electric (Giraffe Omnibed Carestation) - 48,8 х 64,8 см.
По пункту - Ирисовые манжеты - 10 шт
Из письменных пояснений заказчика следует, что пункт ирисовые манжеты имеет высокое клиническое значение т.к. использование ирисовых манжет препятствуют снижению температуры внутри инкубатора при открытии боковых дверец для проведения манипуляций. Падение температуры внутри инкубатора является критически важным для детей с экстремально низкой массой тела, т.к. согласно исследованиям (Лаптук А. Р., Сальхаб У., Баскар Б.) и исследовательская сеть в области неонатологии. Температура при поступлении детей с низким весом при рождении: Прогнозы и соответствующие патологические проявления. (Педиатрия 2007; 119:e643-e649) на каждый градус снижения температуры тела при поступлении выживаемость уменьшается на 28%.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что по пункту:- "Ирисовые манжеты" существует как минимум 2 (два) производителя продукции, удовлетворяющих техническому заданию заказчика, а именно:
1. Drager (Babyleo TN500) (каталог аксессуаров стр. 366)
https://www.draeger.com/Products/Content/Accessory-Catalogue-2022-ca -9110425-ru-ru-2204-1-pod.pdf
2. General Electric (Giraffe Omnibed Carestation)
При этом требования Заказчика к закупаемому товару основываются на потребностях Заказчика, обусловленных целями деятельности и функциями Заказчика.
Тем самым, Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Указанные в аукционной документации характеристики закупаемого товара определялись исходя из потребностей Заказчика, технические параметры имеют существенное значение для Заказчика, являющегося медицинским учреждением.
Объектом закупки является поставка "Инкубатор-трансформер".
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, доказательств того, что Заказчик установил избыточные требования к закупаемому товару, кроме того не предоставил доказательств невозможности его участия в закупке, таким образом, довод заявителя об ограничении круга участников закупки не подтвержден документально.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком правомерно установлены требования к значениям показателей закупаемого товара.
С учетом того обстоятельства, что нарушений положений пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ Комиссией не выявлено, ограничение участников закупки не установлено, передача жалобы в соответствующее структурное подразделение Кемеровского УФАС России для рассмотрения на предмет соответствия действий заказчика требованиям статьи 17 Федерального закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является нецелесообразным.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ежова О.К. на действия заказчика - ФГБНУ "Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" при проведении электронного аукциона N 0339100014822000252 "Инкубатор-трансформер" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/33-1023/2022 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 30 августа 2022 г. N 042/06/33-1023/2022 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - участники закупок - ктру)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022