Резолютивная часть решения оглашена "31" августа 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме "01" сентября 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<_> |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<_> - |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
<_> - |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
рассмотрев дело N 042/06/34-1040/2022, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Министерством строительства Кузбасса законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200003222000048 "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Поликлиника ГАУЗ "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 им. Г.П. Курбатова" по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, Орджоникидзевский район, микрорайон Абашево, ул. День Шахтера, д. 14"", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
26.08.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Меркулова В.И. (вх. N 5015Э) на действия заказчика - Министерства строительства Кузбасса при проведении электронного аукциона N "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Поликлиника ГАУЗ "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 им. Г.П. Курбатова" по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, Орджоникидзевский район, микрорайон Абашево, ул. День Шахтера, д. 14"".
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
17.08.2022 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Министерством строительства Кузбасса было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139200003222000048 "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Поликлиника ГАУЗ "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 им. Г.П. Курбатова" по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, Орджоникидзевский район, микрорайон Абашево, ул. День Шахтера, д. 14"".
Начальная максимальная цена контракта - 369 923 537,52 рублей.
По мнению заявителя, заказчик установил размер обеспечения исполнения контракта с нарушением статьи 96.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и Приказа департамента контрактной системы Кемеровской области от 11.03.2019 N 11 "Об утверждении условий, подлежащих включению в контракты (договоры), средства для оплаты товаров, работ, услуг по которым подлежат казначейскому сопровождению" Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование о казначейском сопровождении.
В извещении и проекте контракта Заказчиком предусмотрено условие об авансировании в размере 30 %.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ: "Если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона)".
Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы извещение, проект контракта и установлено, что заказчиком в соответствии с пунктом 6.1 статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ в извещении и проекте контракта установлено обеспечение исполнения контракта в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Поскольку размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении о проведении электронного аукциона, соответствует требованиям к размеру такого обеспечения, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ.
По мнению заявителя, извещение о проведении данной закупки противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и Приказа департамента контрактной системы Кемеровской области от 11.03.2019 N 11 "Об утверждении условий, подлежащих включению в контракты (договоры), средства для оплаты товаров, работ, услуг по которым подлежат казначейскому сопровождению".
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено требование о казначейском сопровождении.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе с 1 мая 2022 года должен составлять не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В пункте 3.6 проекта контракта заказчиком указано, что оплата фактически выполненных Подрядчиком работ осуществляется не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Поскольку в извещении заказчиком предусмотрено казначейское сопровождение, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 13.1 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Также заявитель указывает на то, в проекте контракта не содержится информации и условия о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных пунктом 7 статьи 96.
В соответствии с частью 30 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован проект контракта и установлено, что в проекте контракта отсутствуют требования предусмотренные частью 30 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ, что нарушает положения данной правовой нормы.
Довод заявителя о том, что заказчиком в извещении не установлены требования, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 N 252, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:
В пункте 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 N 252 указано обеспечить применение следующих специальных экономических мер:
а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;
б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.
Согласно требованиям части 1 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ участник закупки должен соответствовать единому требованию: "Отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
В извещении Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: "1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
Частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.
Поскольку извещение о проведении электронного аукциона N 0139200003222000048 содержит исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, определенный действующим законодательством, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меркулова В.И. на действия заказчика - Министерства строительства Кузбасса при проведении электронного аукциона N 0139200003222000048 "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Поликлиника ГАУЗ "Новокузнецкая городская клиническая больница N 1 им. Г.П. Курбатова" по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, Орджоникидзевский район, микрорайон Абашево, ул. День Шахтера, д. 14"" частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Министерства строительства Кузбасса нарушившим требование части 30 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/31-1040/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 1 сентября 2022 г. N 042/06/34-1040/2022 (ключевые темы: казначейское сопровождение - участники закупок - обеспечение исполнения контракта - извещение о проведении электронного аукциона - объекты капитального строительства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022