Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.08.2022 N 327 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "Прорабстрой" (ИНН 7328109989)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - МКУ "ГОРРИТУАЛСЕРВИС": (доверенность N 124 от 29.08.2022), (доверенность N 124 от 29.08.2022), в отсутствии представителей участника закупки - ООО "Прорабстрой", рассмотрев информацию МКУ "ГОРРИТУАЛСЕРВИС" о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "Прорабстрой", заключенного по итогам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по устройству металлического ограждения на двух кладбищах города Белгорода" (закупка N 0126300035822000009) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
МКУ "ГОРРИТУАЛСЕРВИС" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "Прорабстрой" (ИНН 7328109989) (далее - Подрядчик) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.01.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона и его приложения (электронные документы).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 199 876,40 рублей.
Наименование объекта закупки - выполнение работ по устройству металлического ограждения на двух кладбищах города Белгорода.
По итогам Электронного аукциона, Заказчиком 14.02.2022 заключен муниципальный контракт N 22000009 с ООО "Прорабстрой", цена которого составила 1199876 рублей 40 копеек, в том числе НДС не облагается (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить: работы по устройству металлического ограждения на территориях пяти кладбищах города Белгорода в соответствии с условиями, определенными Контрактом.
В соответствии с пунктом 1.3. Контракта Заказчик обязуется принять выполненные работы, а также оплатить их в размере, сроки и в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта выполнение работ Подрядчиком осуществляется в следующие сроки (работы по контракту должны быть начаты, завершены и производиться): с 01 июня 2022 года в течение 60 (шестидесяти) календарных дней.
В соответствии с пунктом 9.10. Контракта любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, направляется в письменной форме почтой или факсимильной связью с последующим представлением оригинала. Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано, если иное не установлено законом или настоящим Контрактом.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Подрядчик не приступил к выполнению работ, предусмотренных муниципальным контрактом в регламентированный срок, таким образом, ООО "Прорабстрой" не исполнены взятые на себя обязательства по Контракту.
Заказчиком в адрес Подрядчика была направлена претензия об устранении нарушений, связанных с ненадлежащим исполнением условий Контракта со стороны Подрядчика. Нарушения по исполнению условий Контракта Подрядчиком не были устранены до 09.08.2022 включительно (копия письма N 94 от 08.07.2022 и доказательства направления письма представлены в материалы дела).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.3. Контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9.4. Контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Учитывая вышеизложенное, Заказчик в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное условиями Контракта, руководствуясь положениями гражданского законодательства, статьей 95 Закона о контрактной системе 09.08.2022, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), в рассматриваемом случае, в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок, порядок направления Решения установлен частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 09.08.2022 было размещено в ЕИС.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должна являться дата - 20.08.2022 года.
Однако в нарушение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в Сведениях об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенных в ЕИС указано, что датой расторжения Контракта является 19.08.2022 (информация размещена 19.08.2022 года).
Следовательно, Контракт расторгнут раньше установленного Законом о контрактной системе срока, что является нарушением порядка расторжения контракта и нарушает положения пункта 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "Прорабстрой" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 23.08.2022 (вх. от 23.08.2022 N 3209), что соответствует требованиям части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
При этом необходимо отметить, что внесение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков возможно при соблюдении заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом а) пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Кроме того, из письма ФАС России от 26.06.2018 N ИА/47872/18 "О направлении методических рекомендаций" следует, что при рассмотрении обращения о включении сведений в РНП необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В связи с тем, что заказчиком не был соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах, сведения об ООО "Прорабстрой" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104, Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Прорабстрой" (ИНН 7328109989) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "ГОРРИТУАЛСЕРВИС" нарушение части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 30 августа 2022 г. N 031/06/104-486/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022