Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Даньшина К.Ю. - заместителя руководителя, ведущего Инспекции,
Кузиной А.Ю. - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Инспекции,
Поздеевой А.Ю. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Инспекции,
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области": Сыкчина А.Ю.;
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области: Леонова Е.В.,
в отсутствие представителей Заявителя - ИП Тисло Данил Андреевич,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России (жалоба ИП Тисло Данил Андреевич), на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 130 от 04.04.2022 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования "Зеленогорск-Приморск-Выборг" км 121 - км 123 в Выборгском районе Ленинградской области".
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
30.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0145200000422000991 о проведении электронного конкурса на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования "Зеленогорск-Приморск-Выборг" км 121 - км 123 в Выборгском районе Ленинградской области".
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В доводах обращения Заявитель указывает, что электронные документы, являющиеся приложением к извещению об осуществлении закупки, имеют недопустимый формат, в связи с чем, открытие таким документов не представляется возможным.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, указанная в части 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе.
При этом Инспекция установила, что доводы Заявителя не подтверждаются - препятствий к открытию электронных документов отсутствуют.
Таким образом, Инспекция не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе по доводам, изложенным в обращении.
Вместе с тем в ходе внеплановой проверки данной закупки Инспекцией установлено следующее.
Из пункта 4 описания объекта закупки следует, что срок выполнения работ по разработке рабочей документации составляет:
- начало работ: с момента заключения Контракта;
- окончание выполнения работ по Объекту: 30.11.2024..
В пункте 2.1 определено "Подрядчик обязан выполнить Работы по Контракту в следующие сроки:
Начало выполнения Работ - с момента заключения Контракта.
Выполнение работ по разработке рабочей документации: не позднее 90 дней с момента заключения Контракта.
Окончание выполнения Работ - 30.11.2024 г".
При этом пунктом 8.11 проекта контракта определено, что Заказчик, получивший уведомление и документацию, указанную в п. 8.10. Контракта (при выполнении Работ в полном объеме, Подрядчик в дополнение к документам, указанным в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) представляет документ, подтверждающий надлежащее обеспечение гарантийных обязательств (в соответствии с разделом 6 Контракта), в течение 20 (двадцати) рабочих дней осуществляет экспертизу и приемку выполненных Работ, и в случае отсутствия недостатков (дефектов) в выполненных Работах и предоставления Подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств подписывает акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией. При обнаружении Заказчиком в ходе приемки выполненного Объекта дефектов (недостатков) Сторонами составляется Акт, в котором фиксируются дефекты (недостатки), (далее - Акт). При отказе (уклонении) Подрядчика от подписания Акта в нем делается соответствующая отметка.
Срок, указанный в п. 8.11., входит в срок, указанный в п. 2.1. Контракта.
В соответствии с пунктом 8.12. в процессе приемки приемочной комиссией в течение 20 (двадцати) рабочих дней проверяется соответствие параметров объекта проектной документации, условиям Контракта, требованиям строительных норм и правил и иных нормативных правовых актов в области проектирования и строительства. Приемке объекта в эксплуатацию должны предшествовать предварительные испытания на Объекте, проводимые Подрядчиком при участии представителей приемочной комиссии. Приемка объекта в эксплуатацию может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний. Результаты испытаний оформляются соответствующим документом, подписанным Сторонами (пункт 8.13 проекта контракта).
Кроме того, пунктом 7.4 описания объекта закупки предусмотрено, что подрядчик обязан выполнить детализацию технических решений, в соответствии с утвержденной проектной документацией, в объеме, необходимом для строительства зданий, строений и сооружений, входящих в объекты подсобного и обслуживающего назначения, объекты энергетического и транспортного хозяйства и связи. Дорожные устройства и обстановка дороги, в том числе:
- Наружное освещение и электроснабжение;
- Ливневая канализация;
- Проект организации дорожного движения (ПОДД).
Согласно пункту 54 Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения" внесение изменений в ПОДД должно осуществляться органом власти (организацией), утвердившим(шей) ПОДД, на основании изменившейся дорожно-транспортной ситуации, а также требования, предписания или представления, в том числе выданных территориальными подразделениями Госавтоинспекции, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения, в срок не превышающий 60 календарных дней, с направлением в течение 30 календарных дней в организации, согласовавшие ПОДД, уведомления о внесении указанных изменений.
Таким образом, на основании указанного пункта 54 Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 274 и положений описания объекта закупки Инспекция приходит к выводу, что срок, установленный Заказчиком на выполнение работ по разработке рабочей документации, который не должен превышать 60 дней с момента заключения контракта, установлен неправомерно, так как внесение изменений в ПОДД может быть осуществлено в срок не превышающий 60 дней, а последующее получение разрешения на установку и снятие технических средств организации дорожного движения в УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области может быть в соответствии с законодательством исполнено по истечении 60 дней.
Таким, образом, с учетом всех предусмотренных проектом контракта, описанием объекта закупки, а также Приказом Минтранса России от 30.07.2020 N 274 сроком надлежащее выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования "Зеленогорск-Приморск-Выборг" км 121 - км 123 в Выборгском районе Ленинградской области не представляется возможным.
Инспекция на основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Приказа
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчиков нарушение пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Ведущий Инспекции К.Ю. Даньшин
Члены Инспекции А.Ю. Кузина
А.Ю. Поздеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 августа 2022 г. N 047/10/99-2495/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022