Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): Моздуховой Н.В. по доверенности, Шехониной Н.Г. по доверенности;
ИП Максимовой Екатерины Михайловны (далее - Участник): Максимова А.В. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21748/22 от 24.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по обследованию и разработке проектно-сметной документации по ремонту и перепланировке жилых помещений специализированного назначения 1 этажа для размещения СПб ГБУ СОН "Колпинский центр социального обслуживания населения Колпинского района" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Танкистов, д. 18, литера А (извещение N 0372200092822000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обследованию и разработке проектно-сметной документации по ремонту и перепланировке жилых помещений специализированного назначения 1 этажа для размещения СПб ГБУ СОН "Колпинский центр социального обслуживания населения Колпинского района" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Танкистов, д. 18, литера А (извещение N 0372200092822000007) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 795 481,28 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.03.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Максимова Е.М.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Максимовой Е.М. заключен государственный контракт N 16/3-2022 от 22.03.2022 на сумму 2 781 503,87 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в следующих случаях:
9.7.1. Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта не приступил к оказанию услуг.
9.7.2. В случае отсутствия по независящим от Заказчика причинам возможности дальнейшего финансирования Контракта.
9.7.3. В случае неоднократного (двух раз и более) невыполнения письменных указаний Заказчика, предусмотренных Контрактом.
9.7.4. Если отступления от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Исполнителем либо являются существенными и неустранимыми.
9.7.5. В случае получения информации о предоставлении Исполнителем ненадлежащего обеспечения исполнения Контракта, предоставленного в виде независимой гарантии.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Максимовой Е.М.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по обследованию и разработке проектно-сметной документации по ремонту и перепланировке жилых помещений специализированного назначения 1 этажа для размещения СПб ГБУ СОН "Колпинский центр социального обслуживания населения Колпинского района" (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Танкистов, д. 18, литера А (далее - Объект) с момента подписания Заказчиком и Участником акта передачи объекта для выполнения работ 31.05.2022 включительно (п.п. 4.2.1, 4.2.2 Контракта).
Вся документация должна быть разработана в соответствии с требованиями действующих в Российской Федерации и Санкт-Петербурге нормативно-правовых документов, а также в соответствии с документами, указанными в п. 5 Контракта.
22.03.2022 Заказчиком и Участником был подписан акт передачи объекта для выполнения работ.
Согласно п. 6.1 Контракта по завершении работ в полном объеме по контракту, но не позднее срока, указанного в п. 4.2.2. Контракта, Исполнитель формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в подпунктах "а", "б", "д" - "ж" пункта 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
К документу о приемке, предусмотренному абзацем 1 пункта 6.1 Контракта, должны быть приложены следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью:
- счет, счет-фактура (счет-фактура выставляется, в случае если предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации), акт о приемке выполненных работ (форма КС-2),
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Однако по состоянию на 01.06.2022 в единой информационной системе в сфере закупок документы о приемке Объекта отсутствовали, исполнительная документация в адрес Заказчика не поступала, письменное извещение от Участника о готовности Объекта к сдаче отсутствовало, разработанная документация в полном объеме не представлена Заказчику.
Таким образом, со стороны ИП Максимовой Е.М. была допущена просрочка в сдаче выполненных Работ.
Указанные нарушения, допущенные Участником в ходе исполнения Контракта, подтверждаются актом от 01.06.2022 и экспертным заключением от 03.06.2022.
Также Участником был нарушен срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств, установленный п. 6.1.2 Контракта, которые предоставляются за 2 дня до формирования и подписания в единой информационной системе в сфере закупок структурированного документа о готовности к сдаче работ.
Письмом исх. N 02-1632/22-0-0 от 10.06.2022 Участнику был установлен срок устранения недостатков до 08.07.2022.
Письмами (исх. N 02-1837/22-0-0 от 04.07.2022, исх. N 02-1871/22-0-0) Заказчик выставил замечания к разработанной Участником документации.
По состоянию на 08.07.2022 недостатки, указанные в экспертном заключении от 03.06.2022, не были устранены Участником (акт от 08.07.2022).
11.07.2022 Заказчиком было составлено экспертное заключение на соответствие выполненных Работ условиям Контракта, в котором Заказчик указал, что Работы, выполненные Участником, не соответствуют условиям Контракта, а также нарушены сроки их исполнения.
В адрес Заказчика от СПб ГАУ "ЦГЭ" поступило уведомление об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (исх. N 387-22 от 08.07.2022).
Участник письмом N 8 от 08.07.2022 просил Заказчика о продлении срока выполнения Работ, в ответ на которое Заказчик ответил отказом (исх. N 02-1934/22-0-0 от 13.07.2022), ввиду того, что ИП Максимовой Е.М. не были исполнены надлежащим образом взятые на себя обязательства по Контракту в срок до 31.05.2022 и после назначения Заказчиком разумного срока до 08.07.2022 для устранения недостатков, допущенных Участником отступлений от условий Контракта и неисполнением письменных указаний Заказчика.
14.07.2022 Заказчиком был составлен мотивированный отказ от приема Работ (N 02-1949/22-0-0).
В совокупности допущенных Участником отступлений от условий Контракта и неисполнением письменных указаний Заказчика, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, 14.07.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес Участника и разместил на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах", что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка уведомления Участника об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренного ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Максимовой Е.М. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
29.04.2022 Заказчиком были согласованны объемно планировочные решения.
31.05.2022 по накладной N 1 Заказчику передан полный комплект проектно-сметной документации (ПСД), электронная версия ПСД и документы для оплаты выполненных Работ.
06.06.2022 исх. N 6 Участник обратился с просьбой утвердить сумму сводного сметного расчета и предоставить пакет документов для заключения договора на экспертизу СПб ГАУ "ЦГЭ".
20.06.2022 исх. N 7 Участник повторно обратился к Заказчику с просьбой утвердить сумму сводного сметного расчета и предоставить пакет документов для заключения договора на экспертизу СПб ГАУ "ЦГЭ", а также предоставить протокол собрания собственников МЖД о согласии перевода в нежилое помещение помещения первого этажа;
08.07.2022 по накладной N 2 Заказчику повторно был передан полный комплект ПСД и ответы на замечания, представленные Заказчиком.
08.07.2022 СПб ГАУ "ЦГЭ" исх. N 387-22 отказал в приемке документации на экспертизу и дал разъяснения о необходимости утверждения Заказчиком проектно-сметной документации и предоставления исходно-разрешительной документации (ИРД) Заказчиком в объеме, требуемом экспертизой.
12.07.2022 исх. N 9 Участник уведомил Заказчика о приостановлении Работ по Контракту до момента исполнения взятых на себя обязательств Заказчиком в части согласования и предоставления ИРД.
14.07.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.07.2022 Участник направил по электронной почте Заказчика полный комплект ПСД и согласования к проекту.
Представитель Участника полагает, что Заказчик в одностороннем порядке отказался от взятых на себя обязательств части согласования проекта, а ИП Максимова Е.М. допустила просрочку в выполнении Работ, но Работы выполнила в полном объеме, добросовестно исполняя свои обязанности.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Максимовой Е.М. в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документов, подтверждающих исполнение обязательств по Контракту в полном объеме.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту и не устранил нарушения условий Контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении, послужившие основанием для принятия указанного Решения.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское Законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Максимовой Екатерины Михайловны, ИНН: 471304256763, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Максимовой Екатерины Михайловны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.08.22 |
26.08.22 |
24.08.22 |
0 |
24.08.22 |
31.08.22 |
31.08.22 |
0 |
05.09.22 |
05.09.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 августа 2022 г. N РНП-78-1069/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2022