Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева, специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В.Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- МКУ департамент развития экономического потенциала территории муниципального заказа администрации г. Симферополя Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Диндал А.В. (по доверенности),
- Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Заказчик) - Дубровская И.В. (по доверенности),
- ООО "Северин" (далее - Заявитель) - Забашта М.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении закупки "Услуги посреднические при оценке нежилого недвижимого имущества" (извещение N 0875300029422000266) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Уполномоченного органа, выразившимися в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки комиссия Уполномоченного органа, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.09.2022 NИЭА1 заявка Заявителя была отклонена на следующем основании:
"В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность.
Извещением и требованиями к содержанию заявки юридического лица на участие в электронном аукционе установлено, что в отношении каждого оценщика участником предоставляются сведения (действующие) об обязательном страховании гражданской ответственности такого оценщика (договор обязательного страхования гражданской ответственности оценщика и (или) страховой полис).
Однако в отношении оценщиков Леонтьев В.Н. и Забашта М.В. такие документы и сведения в составе заявки участником не предоставлены.".
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о проведении комиссии объектом закупки являются услуги посреднические при оценке нежилого недвижимого имущества.
В соответствии с требованиями к составу заявки Заказчиком установлено, что заявка на участие в закупке, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона 44-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; - требуется
Для юридических лиц:
- копии документов, подтверждающих наличие в штате не менее двух оценщиков (копии трудовых книжек и/или трудовых договоров и/или сведения о трудовой деятельности согласно ст. 66.1 Трудового кодекса РФ);
- копии свидетельств о членстве в одной из саморегулируемых организаций оценщиков, или выписок из реестра членов СРО, в отношении каждого оценщика;
- копии квалификационных аттестатов в области оценочной деятельности по направлениям оценочной деятельности "Оценка недвижимости" - в отношении каждого оценщика;
- Сведения (действующие) об обязательном страховании гражданской ответственности в отношении каждого оценщика.
Комиссией Крымского УФАС установлено, что в составе заявки Заявителя не были приложены документы, установленные извещением, и подтверждающие соответствие участника закупки установленным в извещении требованиям, а именно не приложены договоры обязательного страхования гражданской ответственности оценщика и (или) страховой полис в отношении оценщиков Леонтьев В.Н. и Забашта М.В., что не соответствует требованиям Заказчика. В связи с чем, заявка Заявителя была отклонена по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Необходимо отметить, что участник закупки, в случае подачи заявки, обязан соблюдать обязательные требования к оформлению и составу заявки. При этом участник закупки самостоятельно несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в такой заявке, и должен оценивать риски быть отклоненным в случае несоблюдения указанных обязательных требований.
Таким образом, действия комиссии Уполномоченного органа в части отклонения заявки Заявителя не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и извещения о закупке.
Комиссия отмечает, что в случае, если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации об аукционе.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что заказчик, устанавливая такие единые требования к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, должен, определяя данные требования и указать документы, которые должны быть предоставлены в подтверждение соблюдения таких требований закона.
Как следует из материалов дела, в данном случае объектом закупки являются услуги посреднические при оценке нежилого недвижимого имущества, в связи с чем Заказчик при проведении данного аукциона должен был учитывать положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Как следует из содержания статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности объектом страхования по договору обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности оценщика (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения ущерба заказчику, заключившему договор на проведение оценки, и (или) третьим лицам.
Таким образом, из системного толкования норм статей 4, 24.7 Закона об оценочной деятельности следует, что для возникновения статуса субъекта оценочной деятельности (оценщика) физическое лицо должно являться членом саморегулируемой организации оценщиков, а также обязано заключить договор обязательного страхования ответственности на период осуществления им оценочной деятельности.
В силу статьи 15.1 Закона об оценочной деятельности, юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, в том числе, обязано:
- иметь в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено;
- страховать свою ответственность за нарушение договора на проведение оценки и ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности на срок не менее чем один год. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности юридического лица, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки, не может быть менее чем пять миллионов рублей;
- предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика, заключенный в соответствии со статьей 24.7 настоящего Федерального закона;
Таким образом, в Законе об оценочной деятельности предусмотрены конкретные требования для оценщиков, которые необходимо было указать в извещении.
В связи с чем, устанавливая такое требование к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с Закона об оценочной деятельности, должен был учитывать положения указанной статьи, которая содержит конкретные требования к юридическим лицам, намеревавшимся заключить с заказчиком договор на проведение оценки, и указать документы, которые юридическое лицо, изъявившее желание участвовать в предложенном Заказчиком электронном аукционе, в силу статьи 15.1 Закона об оценочной деятельности обязано представить заказчику в подтверждение соблюдения таких требований закона.
На основании изложенного, доводы жалобы признаются необоснованными.
Руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П.Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 9 сентября 2022 г. N 082/06/106-998/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2022