Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов посредством видео-конференцсвязи:
- МБОУ "Специализированная школа N1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением французского языка Феодосии Республики Крым" (далее - Заказчик) - Скорик Г.П. (директор Учреждения), Овчинников Д.В. (по доверенности),
- ИП Стромов Денис Викторович (далее - Заявитель) и Администрация г.Феодосии Республики Крым (далее - Уполномоченное учреждение) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка и монтаж системы видеонаблюдения в МБОУ специализированная школа N1" (извещение N 0175300034122000152) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно жалобе Заявителя: "По мнению заявителя, заказчик имел все возможности основания для установления отдельных кодов ОКПД2 и КТРУ по закупаемым позициям. Путем установки неверного кода ОКПД2, заказчик фактически установил такие условия, при которых невозможно в полной мере воспользоваться действием постановления N878 на практике. В закупаемых позициях, есть товары российского производства, которые находятся в Едином реестре радиоэлектронной продукции
Номер |
Наименование и технические характеристики (как у заказчика в документации) |
Тип, марка (в соответствии с проектно-сметной документацией) (как у заказчика в документации) |
Российский аналог (номер записи в реестре РЭП) |
1.2 |
Купольная IP-видеокамера |
DH-IPC-HDW1431SP-0280B или аналог |
Камера наблюдения цифровая NIC-4-DOM-Fix-RUS (РЭ-944/21 ( - ) 31.03.2023) Видеокамеры тип IP торговой марки "АйТек ПРО" (РЭ-1475/21 ( - ) 31.03.2023) |
1.3 |
IP -видеокамера корпусная уличная |
DH-IPC-HFW5421EP-Z или аналог |
Камера наблюдения цифровая NIC-4-BUL-Moto-RUS (РЭ-932/21 ( - ) 31.03.2023) Камера наблюдения цифровая 4MP-BUL-Moto-UPS-GP-RUS (РЭ-951/21 ( - ) 31.03.2023) Камера наблюдения цифровая NIC-4-BUL-Moto-RUTEQ (РЭ-950/21 ( - ) 31.03.2023) Видеокамеры тип IP торговой марки "АйТек ПРО" (РЭ-1475/21 ( - ) 31.03.2023) |
1.5 |
Коммутатор тип 1 |
DH-PFS4226-24GT-360 или аналог |
Коммутатор Ethernet MES2424P (ТКО-704/21 ( - ) 03.08.2022) Коммутатор Ethernet MES2448B (ТКО-478/20 ( - ) 03.08.2022) Коммутатор Ethernet MES1428 (ТКО-365/19 ( - ) 08.03.2023) Коммутатор Ethernet MES2428B (ТКО-367/19 ( - ) 08.03.2023) Коммутатор Ethernet MES2408CP ( ТКО-375/19 ( - ) 08.03.2023) Коммутатор Ethernet MES2324F (ТКО-374/19 ( - ) 08.03.2023) Коммутатор QSW-3310-52TX АЛСБ.465279.041 (ТКО-740/22 ( - ) 28.04.2023) Коммутатор QSW-3310-52TX-PoE АЛСБ.465279.042 (ТКО-741/22 ( - ) 28.04.2023) |
1.6 |
Коммутатор тип 2 |
DH-PFS4210-8GT-150 или аналог |
Коммутатор Ethernet MES2424P (ТКО-704/21 ( - ) 03.08.2022) Коммутатор Ethernet MES2448B (ТКО-478/20 ( - ) 03.08.2022) Коммутатор Ethernet MES1428 (ТКО-365/19 ( - ) 08.03.2023) Коммутатор Ethernet MES2428B (ТКО-367/19 ( - ) 08.03.2023) Коммутатор Ethernet MES2408CP ( ТКО-375/19 ( - ) 08.03.2023) Коммутатор Ethernet MES2324F (ТКО-374/19 ( - ) 08.03.2023) Коммутатор QSW-3310-52TX АЛСБ.465279.041 (ТКО-740/22 ( - ) 28.04.2023) Коммутатор QSW-3310-52TX-PoE АЛСБ.465279.042 (ТКО-741/22 ( - ) 28.04.2023) |
1.7 |
Бесперебойный источник питания |
SCAT-UPS 3000/1800 или аналог |
Источник бесперебойного питания ИМПУЛЬС Фристайл 1000/1500/2000/3000 ( РЭ-677/21 ( - ) 20.04.2022) ИБП СИПБ3КА.10-11 ( РЭ-3367/21 ( - ) 31.03.2023) Статический источник питания СИПБ3БА.9-11 АПСМ.435241.013-02 (РЭ-974/21 ( - ) 31.03.2023) |
1.8 |
Телевизор 43" |
LED LG 43LK5910 или аналог |
Телевизор цветного изображения с жидкокристаллическим экраном модели Hi 43FT102X (РЭ-2605-21 ( - ) 31.03.2023) Телевизор цветного изображения с жидкокристаллическим экраном модели KD43F-3T5X (РЭ-2604-21 ( - ) 31.03.2023) Телевизор цветного изображения с жидкокристаллическим экраном модели KD43F-MY1B (РЭ-3458/21 ( - ) 31.03.2023) Телевизор цветного изображения с жидкокристаллическим экраном модели DEXP U43F8100Q/G (РЭ-3459/21 ( - ) 31.03.2023) DEXP U43G8100Q/G (РЭ-3461/21 ( - ) 31.03.2023) |
1.12 |
Телекоммуникационный шкаф, настенный 19" 15U |
ШРН-М-15.500 или аналог |
Шкаф телекоммуникационный уличный напольный (РЭ-2457-21 ( - ) 31.03.2023) Шкаф телекоммуникационный серии ШТ напольный (или навесной): высота от 6U до 56U, ширина от 300 мм до 800 мм, глубина от 300 мм до 1500 мм (РЭ-2676-21 ( - ) 31.03.2023) |
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878) ограничения применяются при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий перечень.
Согласно пункту 2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Перечень содержит наименования радиоэлектронной продукции с указанием кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как установлено материалами дела, объектом закупки является поставка и монтаж системы видеонаблюдения. В Приложении к извещению "Техническое задание" о закупки установлено, что Заказчику необходимы следующие товары:
N п/п |
Наименование и технические характеристики |
Един. измер. |
Кол-во |
1 |
Поставка и монтаж системы видеонаблюдения в МБОУ специализированная школа N1 в комплекте: |
копл |
1 |
1.1 |
Видеорегистратор с PoE-питанием |
Шт. |
1 |
1.2 |
Купольная IP-видеокамера |
шт. |
35 |
1.3 |
IP -видеокамера корпусная уличная |
шт. |
14 |
1.4 |
Жесткий диск 6 Тб |
шт. |
8 |
1.5 |
Коммутатор тип 1 |
шт. |
2 |
1.6 |
Коммутатор тип 2 |
шт. |
1 |
1.7 |
Бесперебойный источник питания |
шт. |
1 |
1.8 |
Телевизор 43" |
шт. |
3 |
1.9 |
Кронштейн для ТВ |
шт. |
3 |
1.10 |
Бокс под автомат 2-М КМПн 2/2 |
шт. |
1 |
1.11 |
Автоматический выключатель 16А |
шт. |
1 |
1.12 |
Телекоммуникационный шкаф, настенный 19" 15U |
шт. |
1 |
1.13 |
Блок силовых розеток в стойку 19", 16A, 8 розеток |
шт. |
1 |
1.14 |
Полка 19" |
шт. |
3 |
1.15 |
Органайзер кабельный горизонтальный с окнами 4 кольца 1U |
шт. |
1 |
1.16 |
Кабель витая пара |
м |
2510 |
1.17 |
Кабель для питания оборудования |
м |
50 |
1.18 |
Коннектор универсальный обжимной RJ45 |
шт. |
200 |
1.19 |
Колпачок на джек RJ45 |
Шт. |
200 |
1.20 |
Коробка коммутационная 100х100х50 |
шт |
49 |
1.21 |
Кабель VGA 30 м |
шт. |
1 |
1.22 |
Кабель HDMI 20 м |
шт. |
2 |
1.23 |
Мышь проводная |
шт. |
1 |
1.24 |
Стяжка нейлоновая 4х250мм |
шт. |
300 |
1.25 |
Короб для прокладки кабеля 60х40 |
м |
50 |
1.26 |
Короб для прокладки кабеля 40х25 |
м |
400 |
1.27 |
Короб для прокладки кабеля 25х16 |
м |
250 |
1.28 |
Дюбель универсальный полипропиленовый 12х71 с шурупом Глухарь 8х90мм |
шт. |
4 |
1.29 |
Саморез 3,5х35 |
шт. |
1800 |
1.30 |
Распорный дюбель 6х35 |
шт. |
1800 |
1.31 |
Грозозащита для IP камер |
шт. |
14 |
1.32 |
Гофрированная труба ПНД уличная |
м |
30 |
1.33 |
Труба стальная (пробивка 0,3 м) |
м |
15 |
1.34 |
База дюбельного типа БД 6х35 |
шт. |
50 |
1.35 |
Противопожарная пена |
шт. |
5 |
1.36 |
Труба стальная |
м |
2 |
В извещении о закупке Заказчиком установлены следующие коды ОКПД2:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Поставка и монтаж системы видеонаблюдения |
33.20.42.000 |
Монтажные работы |
33.20.42.000 |
Система видеонаблюдения |
26.40.33.110 |
При этом Комиссия установила, что закупаемый заказчиком вид оборудования присутствует в каталоге товаров, работ и услуг. Как указано заявителем в жалобе, например, для IP-камер подходят следующие коды КТРУ, например,: 26.40.33.110-00000012 Видеокамера, 26.40.33.110-00000007 Видеокамера, 26.40.33.110-00000008 Видеокамера, 26.70.13.000-00000006 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000001 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000002 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000003 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000004 Камера видеонаблюдения.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуг).
В пункте 5 Правил указано, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил, то Заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
Следовательно, добавлять в позицию КТРУ дополнительные характеристики в случае, если товар входит в перечень Постановления N 878, не допускается.
В случае если при проведении аукциона закупаемые товары соответствуют описанию позиции каталога товаров, работ, услуг, а также в отношении такого товара установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878, то описание объекта закупки производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ.
При изучении описания объекта закупки установлено, что в нем установлены ряд требований к функциональным, техническим характеристикам, не предусмотренные позициями Каталога. Законом о контрактной системе не допустима применение кода ОКПД2, при использовании Постановления N878, с целью неприменения обязательных характеристик, установленных КТРУ.
Вместе с тем, в числе прочего заказчиком указаны следующие технические параметры для таких закупаемых товаров как: Купольная IP-видеокамера, IP -видеокамера корпусная уличная, Коммутатор тип 1; Коммутатор тип 2, Бесперебойный источник питания, Телевизор 43", Телекоммуникационный шкаф, настенный 19" 15U. Исходя из довода жалобы Заявителя, Заказчик в техническом задании фактически определяет единственные модели, подходящие под описание - это модели видеокамер наблюдения товарных марок Dahua DH-IPC-HDW1431SP-0280B и Dahua DH-IPC-HFW5421EP-Z (обе производства Китай). Заказчиком в ходе рассмотрения дела данный факт не был опровергнут.
Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не применен код КТРУ. Вместе с тем, Заказчик не обосновал и не представил доказательств, подтверждающих невозможность применения кодов КТРУ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в части неприменение Заказчиком кода КТРУ и установившего характеристики товара, являющего предметом поставки, не предусмотренных позициями КТРУ, не соответствуют пункту 6 Правил и нарушают часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно следующему доводу Заявителя: "Неправомерное указание Заказчиком излишних дополнительных характеристик при описании объекта закупки при условии установлении ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878. Невозможность предложения аналога российского производства"
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы, описанию объекта закупки по позициям купольная IP-видеокамера, IP-видеокамера корпусная уличная, соответствует видеокамерам наблюдения товарных марок Dahua, производство Китай.
Заявителем представлены технические характеристики с сайтов, которые поставляют продукцию марки Dahua в Российскую Федерацию (https://www.dssl.ru/products/dh-ipc-hdw1431sp-0280b-ip-kamera/ и https://ru-dahua.com/dahua-dh-ipc-hfw5421ep-z/), аналогичные установленным Заказчиком техническим характеристикам.
Согласно позиции ФАС России, установление в извещении о закупке требований, допускающих к поставке товар единственного производителя, может ограничивать количество участников закупки и являться нарушением законодательства о контрактной системе.
При этом Заказчик не ограничивается в праве на самостоятельное описание объекта закупки и установление особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара, однако полагает, что при подготовке к проведению закупки заказчику надлежит в должной мере изучить функционирующий рынок товаров, требуемых к поставке, исследовать вопрос наличия иных медицинских изделий, которые могли бы удовлетворить потребность заказчика, предпринять действия по обеспечению конкурентной среды при формировании Технического задания аукционной документации.
В случае, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Также необходимо отметить, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что является ограничением круга потенциальных участников закупки и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик на заседание комиссии сведений, подтверждающих, что установленным характеристикам товаров как минимум двух производителей, не представлено. Также Заказчиком не предоставлено документов, указывающих на то, какими безусловными преимуществами по отношению к аналогичным изделиям обладают товары иных производителей, что не позволяет однозначным образом сделать вывод о том, что такая потребность действительно имеется у Заказчика, и что указанные товары превосходят аналогичные товары по своим характеристикам.
Документы и сведения, подтверждающие объективную потребность Заказчика в товарах конкретного производителя с указанными в извещении характеристиками, не представлены Заказчиком.
В тоже время, включение Заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений Заказчика, в действиях Заказчика усматривается нарушение Заказчиком положений пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения могут привести к невозможности предложения товаров российского производства, имеющихся в Едином реестре радиоэлектронной продукции. Довод жалобы признается обоснованным.
Согласно третьему доводу Заказчик в нарушении части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе не предоставил ответ на запрос о разъяснениях аукционной документации.
Заявителем в жалобе указано: "01.09.2022 на электронной площадке "Росэлторг" (адрес в сети интернет https://etp.roseltorg.ru) нами был подан запрос на разъяснения документации который гласил:
"Уважаемый заказчик. Для описания технических характеристик (поз. 2 Купольная IP-видеокамера и поз. 3 IP -видеокамера корпусная уличная) вы базируетесь на технических характеристиках камер бренда Dahua (Китай). Между тем, в жалобе ФАС поданной на предыдущую закупку, комиссия указала вам на недопустимость подобных действий. В связи с этим требуем от вас привести техническую документацию в надлежащий вид путем изменения требуемых технических характеристик, иначе мы будем вынуждены обратится в ФАС с повторной жалобой. Кроме того, требуемые вам по техническому заданию камеры иностранного производства и подразумевают поставку иностранного ПО в комплекте, что не позволит потенциальному участнику воспользоваться 1236 постановлением. Это так же является поводом для жалобы в контролирующий орган. Настоятельно просим вас дать ответ по существу").
На настоящий момент (06.09.2022 г.) заказчик не предоставил разъяснений аукционной документации, хотя сроки подачи разъяснений нами нарушены не были. Считаем, что данными действиями, заказчик нарушает наши права как заказчика в плане информационной осведомленности".
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссией установлено, что 01.09.2022 в 10:23 зарегистрирован запрос о даче разъяснений положений извещения по новому электронному аукциону. 01.09.2022 10:23:30 оператором электронной площадки отправлен уведомление заказчику о поступлении запроса участника на разъяснение положений извещения по новому электронному аукциону.
По состоянию на 12.09.2022 Заказчиком, Уполномоченным органом не дан ответ на указанный вопрос из запроса разъяснений положений извещения по электронному аукциону. Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 23, пункта 1, 5 части 1, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 12 сентября 2022 г. N 082/06/106-1006/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022