Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов посредством видео-конференцсвязи:
- МБОУ "Специализированная школа N1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением французского языка Феодосии Республики Крым" (далее - Заказчик) - Скорик Г.П. (директор Учреждения), Овчинников Д.В. (по доверенности),
- ООО "Технотек" (далее - Заявитель) и Администрация г. Феодосии Республики Крым (далее - Уполномоченное учреждение) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка и монтаж системы видеонаблюдения в МБОУ специализированная школа N1" (извещение N 0175300034122000152) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно жалобе Заявителя: "Заказчик в составе кода ОКПД2 33.20.42.000 Услуги по монтажу профессионального электронного оборудования закупает комплект видеонаблюдения состоящий из: IP-камер, IP- видеорегистратор, объединяя это в систему (комплект) видеонаблюдения. При этом например для IP-камер в ЕИС присутствует два кода ОКПД2 26.40.33.110 и 26.70.13.000, а также несколько КТРУ, например: 26.40.33.110-00000012 Видеокамера, 26.40.33.110-00000007 Видеокамера, 26.40.33.110-00000008 Видеокамера, 26.70.13.000-00000006 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000001 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000002 Кмера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000003 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000004 Камера видеонаблюдения.
В п. 2 Правил использования КТРУ указано, что каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в части описания объектов закупки, в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение), приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение), документации о закупке (далее - документация), контракте, реестре контрактов и т.д.
...
Из буквального толкования подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ следует, что заказчик не имеет права использовать дополнительные характеристики при установлении ограничения согласно Постановления 878.
Подмена кода ОКПД2, при использовании 878 ПП РФ, с целью уйти от обязательных характеристик установленных КТРУ не допустима и нарушают Закон о контрактной системе В своих решениях комиссии УФАС Ростовской области и ЯНАО указали, что действия Заказчика намеренно использовавшего неверный код позиции для описания объекта закупки, не соответствует требованиям п.4 Правил, предусмотренных Постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145, нарушают ч.6 ст.23 Закона N 44-ФЗ. В обоих этих случаях жалоба Заявителя была признана обоснованной. Заказчику выдано предписание об устранении допущенных нарушений. Документы: Решение УФАС по Ростовской области от 01.04.2022 N 061/06/42-404/2022 (извещение N 0158200001322000211) Решение УФАС по ЯНАО от 29.03.2022 N 089/06/33-246/2022 (извещение N 0190200000322001183)".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878) ограничения применяются при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий перечень.
Согласно пункту 2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Перечень содержит наименования радиоэлектронной продукции с указанием кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как установлено материалами дела, объектом закупки является поставка и монтаж системы видеонаблюдения. В Приложении к извещению "Техническое задание" о закупки установлено, что Заказчику необходимы следующие товары:
N п/п |
Наименование и технические характеристики |
Един. измер. |
Кол-во |
1 |
Поставка и монтаж системы видеонаблюдения в МБОУ специализированная школа N1 в комплекте: |
копл |
1 |
1.1 |
Видеорегистратор с PoE-питанием |
Шт. |
1 |
1.2 |
Купольная IP-видеокамера |
шт. |
35 |
1.3 |
IP -видеокамера корпусная уличная |
шт. |
14 |
1.4 |
Жесткий диск 6 Тб |
шт. |
8 |
1.5 |
Коммутатор тип 1 |
шт. |
2 |
1.6 |
Коммутатор тип 2 |
шт. |
1 |
1.7 |
Бесперебойный источник питания |
шт. |
1 |
1.8 |
Телевизор 43" |
шт. |
3 |
1.9 |
Кронштейн для ТВ |
шт. |
3 |
1.10 |
Бокс под автомат 2-М КМПн 2/2 |
шт. |
1 |
1.11 |
Автоматический выключатель 16А |
шт. |
1 |
1.12 |
Телекоммуникационный шкаф, настенный 19" 15U |
шт. |
1 |
1.13 |
Блок силовых розеток в стойку 19", 16A, 8 розеток |
шт. |
1 |
1.14 |
Полка 19" |
шт. |
3 |
1.15 |
Органайзер кабельный горизонтальный с окнами 4 кольца 1U |
шт. |
1 |
1.16 |
Кабель витая пара |
м |
2510 |
1.17 |
Кабель для питания оборудования |
м |
50 |
1.18 |
Коннектор универсальный обжимной RJ45 |
шт. |
200 |
1.19 |
Колпачок на джек RJ45 |
Шт. |
200 |
1.20 |
Коробка коммутационная 100х100х50 |
шт |
49 |
1.21 |
Кабель VGA 30 м |
шт. |
1 |
1.22 |
Кабель HDMI 20 м |
шт. |
2 |
1.23 |
Мышь проводная |
шт. |
1 |
1.24 |
Стяжка нейлоновая 4х250мм |
шт. |
300 |
1.25 |
Короб для прокладки кабеля 60х40 |
м |
50 |
1.26 |
Короб для прокладки кабеля 40х25 |
м |
400 |
1.27 |
Короб для прокладки кабеля 25х16 |
м |
250 |
1.28 |
Дюбель универсальный полипропиленовый 12х71 с шурупом Глухарь 8х90мм |
шт. |
4 |
1.29 |
Саморез 3,5х35 |
шт. |
1800 |
1.30 |
Распорный дюбель 6х35 |
шт. |
1800 |
1.31 |
Грозозащита для IP камер |
шт. |
14 |
1.32 |
Гофрированная труба ПНД уличная |
м |
30 |
1.33 |
Труба стальная (пробивка 0,3 м) |
м |
15 |
1.34 |
База дюбельного типа БД 6х35 |
шт. |
50 |
1.35 |
Противопожарная пена |
шт. |
5 |
1.36 |
Труба стальная |
м |
2 |
В извещении о закупке Заказчиком установлены следующие коды ОКПД2:
Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ |
Код позиции |
Поставка и монтаж системы видеонаблюдения |
33.20.42.000 |
Монтажные работы |
33.20.42.000 |
Система видеонаблюдения |
26.40.33.110 |
При этом Комиссия установила, что закупаемый заказчиком вид оборудования присутствует в каталоге товаров, работ и услуг. Как указано заявителем в жалобе, например для IP-камер подходят следующие коды КТРУ, например: 26.40.33.110-00000012 Видеокамера, 26.40.33.110-00000007 Видеокамера, 26.40.33.110-00000008 Видеокамера, 26.70.13.000-00000006 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000001 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000002 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000003 Камера видеонаблюдения, 26.70.13.000-00000004 Камера видеонаблюдения.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуг).
В пункте 5 Правил указано, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил, то Заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
Следовательно, добавлять в позицию КТРУ дополнительные характеристики в случае, если товар входит в перечень Постановления N 878, не допускается.
В случае если при проведении аукциона закупаемые товары соответствуют описанию позиции каталога товаров, работ, услуг, а также в отношении такого товара установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878, то описание объекта закупки производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ.
При изучении описания объекта закупки установлено, что в нем установлены ряд требований к функциональным, техническим характеристикам, не предусмотренные позициями Каталога. Законом о контрактной системе не допустима применение кода ОКПД2, при использовании Постановления N878, с целью неприменения обязательных характеристик, установленных КТРУ.
Вместе с тем, в числе прочего заказчиком указаны следующие технические параметры для таких закупаемых товаров как: Купольная IP-видеокамера, IP -видеокамера корпусная уличная, Коммутатор тип 1; Коммутатор тип 2, Бесперебойный источник питания, Телевизор 43", Телекоммуникационный шкаф, настенный 19" 15U. Исходя из довода жалобы Заявителя, Заказчик в техническом задании фактически определяет единственные модели, подходящие под описание - это модели видеокамер наблюдения товарных марок Dahua DH-IPC-HDW1431SP-0280B и Dahua DH-IPC-HFW5421EP-Z (обе производства Китай).Заказчиком в ходе рассмотрения дела данный факт не был опровергнут.
Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не применен код КТРУ. Вместе с тем, Заказчик не обосновал и не представил доказательств, подтверждающих невозможность применения кодов КТРУ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, в части неприменение Заказчиком кода КТРУ и установившего характеристики товара, являющего предметом поставки, не предусмотренных позициями КТРУ, не соответствуют пункту 6 Правил и нарушают часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 8 сентября 2022 г. N 082/06/106-1008/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022