Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей Министерства экономического развития Российской Федерации Климкиной Т.В., Чемашкина А.Ю., ФГАУ "Научно-исследовательский институт "ЦЭПП" Пятницы А.А., Рудомазина В.В., представители АО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ФГАУ "Научно-исследовательский институт "ЦЭПП" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Актуализация справочника по наилучшим доступным технологиям в области энергоэффективности ИТС 48-2017 "Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности", шифр темы: 2103-05-22 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008622000016) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок ненадлежащим образом оценившей заявку Заявителя по детализирующему показателю "Дополнительные предложения расширяющие область применения результатов НИР и их практическую значимость" (далее - Детализирующий показатель N 1) показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Характеристика объекта закупки" (далее - Критерий N 1).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 03.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 13 225 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 13904114732190019241;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.08.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявок от участников закупки;
7) по итогам рассмотрения 2 заявок, поданных участниками закупки на участие в Конкурсе, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признан ИП Чергейко Г.М. с предложением о цене контракта в размере 9 925 362,50 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом оценены заявки Участников по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий оценки - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В связи с изложенным, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в связи с чем довод Заявителя не подлежит рассмотрению Комиссией, при этом Заявитель вправе обжаловать вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок в судебном порядке.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки", "Функциональные характеристики объекта закупки", "Экологические характеристики объекта закупки".
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применятся, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с порядком оценки заявок, установленным в извещении о проведении Конкурса по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1 установлено, в том числе следующее: "Заявке участника, в которой не подтверждено наличие у участника опыта по успешному выполнению НИР сопоставимого характера и объема 0 баллов".
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что условие о подтверждении участником закупки опыта выполнения работ сопоставимого характера в рамках Показателя N 1 Критерия N1 не соответствует пункту 16 Положения.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное условие установлено в связи с технической ошибкой.
Согласно порядку оценки заявок, установленным в извещении о проведении Конкурса по детализирующему "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий N 2) установлено, в том числе следующее: "Выполненной НИР сопоставимого характера и объема считается НИР выполненная в рамках государственных контрактов (гражданско-правовых договоров), с ценой контракта (гражданско-правового договора) не менее 30% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в извещении".
Вместе с тем по мнению Комиссии, установление требования, в соответствии с которым к оценке принимаются контракты (договоры), цена которых составляет не менее 30 % от начальной (максимальной) цены государственного контракта, не соответствует пункту 28 Положения, поскольку нормами Положения не предусмотрена возможность установления требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта у участников закупки.
Кроме того, согласно порядку оценки заявок, установленным в извещении о проведении Конкурса, по Детализирующему показателю N 2 Критерия N 2 установлено, в том числе следующее: Оценка заявок по детализирующим показателям, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения и определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 20 Положения".
В соответствии с порядком оценки заявок по Детализирующему показателю N 2 Критерия N 2 предельное минимальное значение - 7.
При этом заявке участника, в которой не подтверждено наличие у участника опыта по успешному выполнению научно-исследовательской работы сопоставимого характера и объема 0 баллов.
Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным порядком оценки заявок Заказчиком установлено, что необходимое максимальное значение по Детализирующему показателю N 2 Критерия N 2 - 4.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанное условие в части оценивания предельного минимального значения в количестве 7 контрактов (договоров) и необходимого максимального значения в количестве 4 контрактов (договоров) установлено в связи с технической ошибкой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1, Детализирующему показателю N 2 Критерия N 2, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. На основании части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе жалобу в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе оставить без рассмотрения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 09.09.2022 по делу N 28/06/105-2842/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 сентября 2022 г. N 28/06/105-2842/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2022