Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное Министерством культуры Российской Федерации, о включении информации об ООО "Таласса" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Министерством культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) направлена в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на дату размещения Извещения) (далее - Закон о контрактной системе), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информация об ООО "Таласса" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 08.09.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.09.2022.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.08.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на продолжение проведения противоаварийных, консервационных и реставрационных работ на объекте культурного наследия Церковь Пресвятой Троицы", 1887 г., расположенном по адресу: Республика Марий Эл, Параньгинский район, с. Илеть, ул. Центральная, д. 21б (далее - Объект, Работы) (номер извещения в ЕИС - 0173100007721000138).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 23 292 393,92 руб.
Между Заказчиком и ООО "Таласса" заключен государственный контракт от 13.09.2021 N 0173100007721000138, цена которого составила 23 292 393,92 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Заказчик поручает, а ООО "Таласса" принимает на себя обязательства по продолжению проведению Работ на Объекте, а Заказчик обязуется оплатить указанные Работы в соответствии с положениями Контракта.
В силу пункта 1.2 Контракта Работы по Контракту выполняются:
- на основании разрешения на проведение Работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
- в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке соответствующим органом охраны памятников, техническим заданием (Приложение N Контракту) (далее - Техническое задание), графиком исполнения Контракта (Приложение N 3 к Контракту) (далее - График исполнения), сметой с приложением сводного сметного расчета и локальных сметных расчетов (Приложение N 4 к Контракту) (далее - Смета);
- в соответствии с согласованным сторонами графиком производства работ (Приложение N 10 к Контракту) (далее - График производства Работ), определяющим виды, содержание и сроки производства Работ;
- в соответствии с требованиями и правилами, установленными законодательством Российской Федерации в области сохранения объектов культурного наследия, в том числе государственными стандартами, строительными и реставрационными нормами и правилами в части регулирования производства работ по сохранению объектов культурного наследия, а также организации работ на производственной площадке.
Пунктом 12.1 Контракта установлено, что Контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до 31.03.2023 включительно.
Согласно пункту 12 Технического задания срок выполнения Работ установлен до 01.11.2022.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта подрядчик не реже 1 раза в отчетный период представляет Заказчику с сопроводительным письмом оформленный комплект документов (оригиналы). При этом, под отчетным периодом понимается промежуток времени равный 3 календарным месяцам. Первый отчетный период начинает исчисляться с даты получения подрядчиком разрешения на проведение работ.
Комплект документов состоит из:
- акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), - 4 экз. на бумажном носителе, 1 экз. в электронном виде (в формате АРПС и Excel);
- справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) - 4 экз. на бумажном носителе, 1 экз. в электронном виде (в формате АРПС и Excel);
- счета на оплату - 1 экз. на бумажном носителе;
- счета-фактуры - 1 экз. на бумажном носителе;
- исполнительной документации. Комплект исполнительной документации предоставляется: в 1 экз. на бумажном носителе и 1 экз. в электронном виде Заказчику, в 1 экз. - подрядчику, в 1 экз. - представителям авторского надзора и научного руководства, в 1 экз. - пользователю Объекта.
Комплект исполнительной документации, оформленный в том числе в соответствии с требованиями Ростехнадзора и нормами действующего законодательства Российской Федерации, включает:
- накладные на оборудование и материалы (при закупке оборудования);
- ОС-15 (при монтаже оборудования);
- договор с полигоном и справки на вывоз мусора (при вывозе мусора);
- акты на возврат материалов (при демонтаже);
- счета-фактуры на материалы;
- счета-фактуры по каждому закупленному материалу (в подтверждение оплаты подрядчиком) и товарные накладные (в подтверждение доставки и отгрузки подрядчиком материалов на объект);
- журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а), с указанием в наименовании работ и затрат ссылок на соответствующие схемы в исполнительной документации, представленных в подтверждении выполненных объемов работ;
- акты приемки ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, в соответствии с формой, утвержденной Ростехнадзором, а также другие акты по технологии работ;
- исполнительные схемы выполненных работ, заверенные подрядчиком, отражающие объемы выполненных работ;
- копии паспортов качества применяемых материалов (изделий), сертификатов на применяемые материалы, заверенные подрядчиком;
- подробную 3-х стадийную (до проведения работ, в процессе проведения работ и после проведения работ) цветную фотофиксацию, содержащую фотоснимок, наименование предмета (элемента), местоположение предмета (элемента), всего не менее 5 фотографий на каждую позицию акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2);
- выкопировки из журнала авторского надзора (если имеются ссылки на них);
- при проведении инъекционных работ должно учитываться следующее: исполнительные схемы на устройство инъекционных шпуров, журнал бурения инъекционных скважин, акт приемки инъекционных отверстий после бурения, таблица расхода инъекционных материалов с указанием параметров давления, акт подготовки основания под бурение, акт проведения чеканочных работ, сертификат и паспорт на чеканочный материал, акт проведения инъекционных работ, сертификат и паспорт на инъекционный материал, журнал входного контроля материалов, журнал бурения, журнал инъекционных работ;
- копии актов и протоколов лабораторных испытаний изделий и материалов, заверенные Подрядчиком;
- стоимость оборудования, конструкций, материалов, изделий, приобретаемых по цене поставщика, оплачивается по фактической стоимости, подтверждаемой первичными платежными документами.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что отчетные документы в период с октября 2021 до декабрь 2021 в адрес Заказчика поступили с нарушением сроков, что является нарушением условий Контракта, тем самым ограничивает Заказчика в реализации его права по контролю и надзору за исполнением Контракта подрядчиком.
В связи с допущенными нарушениями условий Контракта Заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия от 11.05.2022 N 6981-12-02 с требованием оплатить штраф в размере 5 000 рублей.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком подрядчику перечислен аванс в размере 11 646 196,96 руб., что подтверждается платежным поручением от 22.09.2022 N 324338.
Представители Заказчика сообщили, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта ООО "Таласса" выполнены, а Заказчиком приняты Работы на сумму 2 660 659,58 руб. (КС-3 от 07.04.2022 N 1), что составляет 11,42 % от общего объема Работ. Сумма неотработанного аванса составляет 10 315 867,17.
По мнению Заказчика, вышеизложенное свидетельствует о невозможности выполнения подрядчиком 88,58 % объема Работ, предусмотренного Контрактом, до 01.11.2022.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.3.11 Контракта подрядчик в течение 3 рабочих дней с даты получения разрешения на проведение работ обязуется предоставить Заказчику заверенную копию такого разрешения и подробный График производства Работ, согласованный лицами, осуществляющими авторский надзор и научное руководство, технический надзор, пользователем Объекта.
Вместе с тем указанный График производства Работ направлен подрядчиком в адрес Заказчика письмом от 08.04.2022 N МК_22/12-3188.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что письмом от 24.05.2022 N МК_22/12/-4759 ООО "Таласса" уведомило Заказчика о возобновлении выполнения Работ на объекте с первой недели июня 2022.
Представители Заказчика на заседании Комиссии также дополнили, что 01.07.2022 г. и 09.08.2022 г. представителями технического надзора осуществлены выезды на Объект, по результатам которых составлены предписания о выявлении недостатков качества выполненных подрядчиком Работ на Объекте.
Так, в предписании от 01.07.2022 б/н (далее - Предписание N 1) выявлены такие нарушения как отставание по Графику производства Работ, а именно: отставание по реставрации кирпичной кладки (З месяца), отставание по реставрации живописи (2 месяца), на объекте отсутствует общий журнал работ и др.
В предписании от 09.08.2022 N 138.1 выявлены следующие нарушения: подрядчиком не устранены замечания, указанные в Предписании N 1. Кроме того количество людей на Объекте не соответствует Графику производства Работ.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Законом о контрактной системе.
Учитывая, что ООО "Таласса" не выполнены Работы по Контракту в полном объеме, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 22.08.2022 N 16559-12-02 (далее - Решение).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Решение размещено в ЕИС 22.08.2022.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 22.08.2022 является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика нарушения условий Контракта не устранены,Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 02.09.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель ООО "Таласса" на заседании Комиссии пояснил,что выполнить Работы по Контракту в полном объеме в установленный Контрактом срок не представлялось возможным ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пункту 22 Технического задания работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения (или открытого листа) на проведение указанных работ, выданного территориальным органом охраны объектов культурного наследия, и задания на проведение этих работ, согласованного с ним. В соответствии с пунктом 15 Технического задания в основные виды Работ входит, в том числе воссоздание водосточных труб, прокладка водопровода, устройство водостока, устройство канализации.
В соответствии с Графиком исполнения Контракта датой начала производства работ является дата получения разрешения на проведение Работ.
Из представленных подрядчиком материалов следует, что разрешение на проведение Работ выдано 05.10.2021 со сроком до 01.11.2022, о чем подрядчик уведомил Заказчика письмом от 06.10.2021 N 2/6.10.
Таким образом, в период с даты заключения Контракта до даты выдачи разрешения на проведение Работ, т.е. в течение 23 дней выполнение Работ являлось невозможным.
На заседании Комиссии представитель подрядчика также дополнил, что согласно пункту 15 Технического задания по Контракту подрядчику поручены к выполнению работы по укреплению фасадов, стен, сводов и консервации живописи. Соответствующие работы допускается выполнять только при устойчивых положительных температурах.
В связи с наступлением отрицательных температурных режимов авторским надзором 24.12.2021 приостановлены Работы на Объекте, что подтверждается соответствующей записью Авторского надзора в журнале авторского надзора, о чем Заказчик был уведомлен письмом поставщика от 27.01.2022 N 2/27.01
Представитель подрядчика пояснил, что длительность холодного температурного режима не позволила выполнять соответствующие Работы вплоть до начала летнего периода 2022 года, о чем Подрядчик уведомлял Заказчика письмом от 24.05.2022 N 6/24.05.
Подпунктом "в" пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, в том числе принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
На основании изложенного, и учитывая, что надлежащее выполнение оказалось невозможным по независящим от подрядчика обстоятельствам, Комиссия приходит к выводу о том, что информация об ООО "Таласса" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104
Закона о контрактной системе, и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Таласса" (ИНН: 7751157128), в Реестр не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 сентября 2022 г. N 22/44/104/332
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022