Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное Министерством культуры Российской Федерации, о включении информации об ООО "Таласса" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Министерством культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) направлена в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на дату размещения Извещения) (далее - Закон о контрактной системе), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информация об ООО "Таласса" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 08.09.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.09.2022.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.04.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведения реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения "Дом, в котором родился Чернышевский Николай Гаврилович в 1828 г. В доме - мемориальный музей Н.Г. Чернышевского", расположенном по адресу: Саратовская область, город Саратов, ул. Чернышевского, 142 (далее - Объект, Работы) (номер извещения в ЕИС - 0173100007721000063).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 433 707,85 руб.
Между Заказчиком и ООО "Таласса" заключен государственный контракт от 08.06.2021 N 0173100007721000063, цена которого составила 14 100 000 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Заказчик поручает, а ООО "Таласса" принимает на себя обязательства по продолжению проведению Работ на Объекте, а Заказчик обязуется оплатить указанные Работы в соответствии с положениями Контракта.
В силу пункта 1.2 Контракта Работы по Контракту выполняются:
- на основании разрешения на проведение Работ, выданного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
- в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке соответствующим органом охраны памятников, техническим заданием (Приложение N Контракту) (далее - Техническое задание), графиком исполнения Контракта (Приложение N 3 к Контракту) (далее - График исполнения), сметой с приложением сводного сметного расчета и локальных сметных расчетов (Приложение N 4 к Контракту) (далее - Смета);
- в соответствии с согласованным сторонами графиком производства работ (Приложение N 10 к Контракту) (далее - График производства Работ), определяющим виды, содержание и сроки производства Работ;
- в соответствии с требованиями и правилами, установленными законодательством Российской Федерации в области сохранения объектов культурного наследия, в том числе государственными стандартами, строительными и реставрационными нормами и правилами в части регулирования производства работ по сохранению объектов культурного наследия, а также организации работ на производственной площадке.
В соответствии с пунктом 1.4. Контракта подрядчик при подписании Контракта:
- рассмотрел проектно-сметную документацию по Объекту, размещенную в ЕИС, в полном объеме и не имеет замечании по её содержанию;
- в полном объеме оценил срок выполнения Работ и признает его достаточным для выполнения всех Работ по Контракту, в том числе для получения всех необходимых согласований, разрешений, оформления акта приемки выполненных Работ по сохранению объекта культурного наследия, подготовки полного комплекта отчетной документации.
Пунктом 12.1 Контракта установлено, что Контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до 31.03.2023 включительно.
Согласно пункту 12 Технического задания срок выполнения Работ установлен до 01.12.2022.
В соответствии с пунктом 4.3.25 Контракта подрядчик при обнаружении обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатах выполняемой работы, обязан незамедлительно извещать Заказчика и до получения от него указаний приостанавливать Работы.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком подрядчику перечислен аванс в размере 7 050 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 29.06.2021 N 798621.
Представитель Заказчика сообщил, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта ООО "Таласса" выполнены, а Заказчиком приняты Работы на сумму 1 124 853,47 руб. (КС-3 от 13.01.2022 N 1), что составляет 7,9 % от общего объема Работ. Сумма неотработанного аванса составляет 5 925 146,53 руб.
По мнению Заказчика, вышеизложенное свидетельствует о невозможности выполнения подрядчиком 92,1 % объема Работ, предусмотренного Контрактом, до 01.12.2022.
Из представленных Заказчиком материалов следует, что в адрес поставщика направлена претензия от 14.03.2022. N 3387-12-02 с требованием оплатить сумму штрафа в размере 5 000 руб. за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Законом о контрактной системе.
Учитывая, что ООО "Таласса" не выполнены Работы по Контракту в полном объеме, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 22.08.2022 N 16557-12-02 (далее - Решение).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Решение размещено в ЕИС 22.08.2022.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 22.08.2022 является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено,что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика нарушения условий Контракта не устранены,Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 02.09.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель ООО "Таласса" на заседании Комиссии пояснил,что выполнить Работы по Контракту в полном объеме в установленный Контрактом срок не представлялось возможным ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пункту 22 Технического задания работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения (или открытого листа) на проведение указанных работ, выданного территориальным органом охраны объектов культурного наследия, и задания на проведение этих работ, согласованного с ним. В соответствии с пунктом 15 Технического задания в основные виды Работ входит, в том числе воссоздание водосточных труб, прокладка водопровода, устройство водостока, устройство канализации.
На заседании Комиссии представитель подрядчик пояснил, что ООО "Таласса" письмом от 13.07.2021 N 7/13.07 направило запрос Заказчику о предоставлении документов, без которых невозможно получить Разрешение.
На заседании Комиссии установлено, что Разрешение получено подрядчиком 29.07.2021 со сроком до 01.12.2022.
Таким образом, в период с даты заключения Контракта до 29.07.2021 (52 дня) Работы не начаты по не зависящим от подрядчика обстоятельствам.
Кроме того, в ходе выполнения Работ подрядчиком выявлены несоответствия между переданной для выполнения работ рабочей документацией и фактическим состоянием Объекта, а именно: в проектно-сметной документации не учтены работы по реставрации печей и деревянных колонн, работы по замене или ремонту ставней на окнах, в связи с чем подрядчик направил в адрес Заказчика письмо от 13.07.2021 N 2/13.07, где просит внести корректировки в рабочую документацию, так как данное обстоятельство препятствует исполнению обязательств по Контракту.
Подпунктом "в" пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, в том числе принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
На основании изложенного, и учитывая, что надлежащее выполнение оказалось невозможным по независящим от подрядчика обстоятельствам, Комиссия приходит к выводу о том, что информация об ООО "Таласса" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104
Закона о контрактной системе, и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Таласса" (ИНН: 7751157128), в Реестр не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 сентября 2022 г. N 22/44/104/330
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022