рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное Министерством культуры Российской Федерации, о включении информации об ООО "Таласса" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Министерством культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) направлена в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на дату размещения Извещения) (далее - Закон о контрактной системе), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) информация об ООО "Таласса" (далее - Подрядчик) для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.03.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведения ремонтных, реставрационных работ и работ по приспособлению к современному использованию на объекте культурного наследия федерального значения "Усадьба, в которой в 1850-1860-х гг. после возвращения из ссылки работал управляющим декабрист Беляев Александр Петрович", 1850-1860-е гг., ("Дом Нарышкиной"), расположенном по адресу: Саратовская область, Балашовский район, село Пады (далее - Объект, Работы) (номер извещения в ЕИС - 0173100007721000049).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 91 714 850,78 руб.
Между Заказчиком и ООО "Таласса" заключен государственный контракт от 25.05.2021 N 0173100007721000049, цена которого составила 91 700 000 руб. (далее - Контракт).
Пунктом 12.1 Контракта установлено, что Контракт вступает в силу со дня заключения и действует до 31.03. 2023 года включительно
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Заказчик поручает, а ООО "Таласса" принимает на себя обязательства по продолжению проведению Работ на Объекте, а Заказчик обязуется оплатить указанные Работы в соответствии с положениями Контракта.
Согласно пункту 1.2 Контракта Работы по Контракту 1.2. выполняются:
- на основании разрешения на проведение работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
- в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке соответствующим органом охраны памятников, Техническим заданием (Приложение N 2 к Государственному контракту), Графиком исполнения Государственного контракта (Приложение N 3 к Государственному контракту), Сметой с приложением Сводки затрат и Локальных смет (Приложение N 4 к Государственному контракту);
- в соответствии с согласованным сторонами графиком производства работ (Приложение N 10 Государственному контракту), определяющим виды, содержание и сроки производства работ;
- в соответствии с требованиями и правилами, установленными законодательством Российской Федерации в области сохранения объектов культурного наследия, в том числе государственными стандартами, строительными и реставрационными нормами и правилами в части регулирования производства работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 4.3.32 Контракта подрядчик обязуется выполнять в установленные сроки все предписания надзорных и контрольных органов.
Из представленных Заказчиком материалов следует, что Подрядчиком в нарушении пункта 24 Технического задания Приложения N 2 к Контракту не направлена отчетная документация в период с 22.09.2021 по 22.12.2021, и с 23.12.2021 по 23.03.2022.
На основании выявленных нарушений Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия от 09.06.2022 N 9339-12-02 с требованием оплатить штрафные санкции 20 000 руб. При этом добровольная оплата указанного штрафа, по мнению Заказчика, подтверждает ненадлежащее исполнение Подрядчиком условий Контракта.
Представитель Заказчика также дополнил, что сотрудниками Федерального государственного унитарного предприятия "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" осуществлён инспекционный визит на Объект, в результате которого выявлены нарушения, допущенные Подрядчиком в ходе выполнения работ на Объекте. Так, согласно Предписанию от 03.08.2022 N 01/22, в ходе осмотра Объекта было установлено нарушение ГОСТ Р 58169-2018 "Сохранение объектов культурного наследия", выразившееся в привлечении к производству работ лиц, не имеющих аттестацию Министерства культуры Российской Федерации.
Также по итогам проведения контрольных мероприятий Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области в адрес Подрядчика направлено Предписание от 20.12.2021 N 56 об устранении нарушений, связанных с отсутствием Работы по сохранению (консервация с фрагментарной реставрацией) Объекта.
Также Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области в вышеуказанном письме просит Заказчика обязать Подрядчика возобновить Работы и устранить выявленные дефекты и недостатки.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 11.5.2 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Законом о контрактной системе.
Учитывая, что ООО "Таласса" не выполнены Работы по Контракту в полном объеме, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 22.08.2022 N 16558-12-02 (далее - Решение).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Решение размещено в ЕИС 22.08.2022.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 22.08.2022 является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика нарушения условий Контракта не устранены, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 02.09.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель ООО "Таласса" на заседании Комиссии пояснил, что выполнить Работы по Контракту в полном объеме в установленный Контрактом срок не представлялось возможным ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пункту 22 Технического задания работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения на проведение указанных работ, выданного территориальным органом охраны объектов культурного наследия. В соответствии с пунктом 17 Технического задания в основные виды Работ входит, в том числе выполнение работ по деревянной части здания и фундаментам деревянной части здания.
На заседании Комиссии представитель Подрядчик пояснил, что проектная документация предоставлена Подрядчику в 2021 году в качестве исходных данных при заключении Контракта.
Вместе с тем в ходе выполнения Работ Подрядчиком в процессе производства работ по Контракту по разборке кирпичного приклада деревянной части здания зафиксировано смещение оси 1 здания в сторону улицы, помимо этого, выявлены многочисленные дефекты деревянного сруба, что подтверждается записями в журнале научного руководства и авторского надзора.
Для фиксации и освидетельствования состояния Объекта, в том числе деревянных конструкций (сруба), проведено дообследование состояния Объекта, результатом которого стал Акт дообследования сруба и фундаментов деревянной части здания от 17.08.2021, подписанный Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские", в котором отражены глубокие поражения деревянных элементов, вплоть до аварийного состояния, что свидетельствует о полном разрушении деревянного сруба.
Также установлено аварийное состояние и необходимость полной перекладки цокольной части фундамента из-за сквозных трещин, сколов, просадок; аварийное состояние венцов здания, перекрытий, стропильной системы. В целом техническое состояние здания оценено как аварийное.
Подрядчик письмом от 24.11.2021 N 1/24.11 уведомил Заказчика о необходимости полного демонтажа деревянного сруба и о невозможности исполнения Контракта с учетом вновь выявленных обстоятельств.
Заказчик в письме от 10.02.2022 N 1527-12-02 сообщил о необходимости внесений изменений в проектную документацию и сроках проведения конкурсной процедуры до 01.03.2022.
Подрядчик письмом от 21.02.2022 N 2/21.02 уведомил Заказчика о приостановлении выполнения работ по Контракту в части выполнения работ по деревянной части здания и фундаментам деревянной части здания до передачи Подрядчику откорректированной проектной документации, поскольку создается невозможность завершения и получения результата работ, предусмотренного Контрактом.
Заказчиком 04.04.2022 заключен Контракт N 0173100007722000046 на доработку проектной документации по Объекту со сроком исполнения - 500 календарных дней с даты заключения контракта, то есть до 09.05.2023.
При этом, до настоящего времени у Подрядчика отсутствует откорректированная проектная документация.
Подпунктом "в" пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, в том числе принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
На основании изложенного, и учитывая, что подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта, Комиссия приходит к выводу о том, что информация об ООО "Таласса" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104
Закона о контрактной системе, и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Таласса" (ИНН: 7751157128), в Реестр не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2022 г. N 22/44/104/337
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022