Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок; Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Каляминой Ю.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей от общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Энергомаш" (далее - ООО ТД "Энергомаш") - Межитовой З.К., действующей на основании доверенности от 07.09.2022, Пановой Я.Ю., действующей на основании доверенности от 07.09.2022,
(представителям ООО ТД "Энергомаш" разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в отсутствие представителя муниципального заказчика, уведомленного о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России от муниципального заказчика - администрации города Сковородино информацию о включении сведений об ООО ТД "Энергомаш" (ИНН: 7453101088) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта от 02.05.2022 N 0123300019722000008 (реестровый номер контракта 3282600179522000014), заключенного по результатам закупки, проведенной в форме электронного аукциона на приобретение и замену воздухоподогревателя котла N 1 на котельной "КЕ-25" г.Сковородино, объявленного извещением от 13.04.2022 N 0123300019722000008 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru
УСТАНОВИЛА:
02.05.2022 заказчиком - администрацией города Сковородино с ООО ТД "Энергомаш" по результатам закупки, проведенной в форме электронного аукциона на приобретение и замену воздухоподогревателя котла N 1 на котельной "КЕ-25" г.Сковородино заключен контракт N 0123300019722000008.
Сведения о контракте внесены в реестр контрактов, присвоен реестровый номер 3282600179522000014.
Цена контракта - 1 707 701,00 рублей.
Пунктом 1.1 Контракта определено, что подрядчик обязуется приобрести и заменить (далее - Работы) на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом воздухоподогреватель котла N 1 на котельной "КЕ-25" г.Сковородино (далее - Объект), а Заказчик обязуется принять и оплатить Объект и работы.
Согласно пункту 2.1 Контракта срок выполнения работ: до 1 августа 2022 года с момента заключения контракта.
Письмом от 17.05.2022 N 0501 ООО ТД "Энергомаш" сообщило заказчику о времени доставки товара до 31.05.2022.
16.08.2022 администрацией города Сковородино принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 02.05.2022 N 0123300019722000008 в связи с тем, что ООО ТД "Энергомаш" существенно нарушены условия заключенного контракта. Указанное решение заказчик направил в адрес ООО "СМУ-22" ООО ТД "Энергомаш" с использованием единой информационной системы в сфере закупок.
Письмом от 26.08.2022 N 201 ООО ТД "Энергомаш" просило заказчика обеспечить допуск на котельную для производства монтажных работ.
Письмом от 29.08.2022 N 204 ООО ТД "Энергомаш" просило отменить принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик в ответ на письмо от 26.08.2022 N 201 сообщил письмом от 31.08.2022 N 02-01-2656 о наличии дефектов в поставленном товаре в связи с чем оборудование подлежит возврату подрядчику.
Заказчик в ответ на письмо от 29.08.2022 N 204 сообщил письмом от 31.08.2022 N 02-01-2657 о том, что решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе в сфере закупок корректно.
Частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Пунктом 10.3 муниципального контракта от 02.05.2022 N 0123300019722000008 установлено, что Настоящий Контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта установлен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
16.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Амурского УФАС России установила, что заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.05.2022 N 0123300019722000008 должным образом направлено ООО ТД "Энергомаш" через функционал Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, соответственно, данное решение получено обществом 17.08.2022.
Соответственно, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, исходя из требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 29.08.2022.
В карточке договора в единой информационной системе зафиксировано, что 31.08.2022 контракт переведен в статус "Исполнение прекращено".
Таким образом, порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, установленный статьей 95 Закона о контрактной системе, со стороны заказчика соблюден.
Представители ООО ТД "Энергомаш" предоставили на заседании Комиссии Амурского УФАС России письменные пояснения, согласно которым обществом принимались все меры для исполнения обязательств по контракту.
В материалы дела предоставлена письменная переписка с производителем в подтверждении задержки изготовления товара.
Кроме того, в материалы дела предоставлены документы и сведения, подтверждающие доставку товара заказчику 30.07.2022, а также принятия мер по согласованию допуска подрядчика к месту монтажа воздухоподогревателя в соответствии с условиями муниципального контракта.
Представители ООО ТД "Энергомаш" на заседании Комиссии Амурского УФАС России поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, письменные пояснения ООО ТД "Энергомаш", Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что основания для принятия антимонопольным органом решения о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют ввиду нижеследующего.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие поставщика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта в установленный срок.
Однако, при рассмотрении вопроса о включении либо невключении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке правовое значение имеет непосредственно поведение исполнителя с момента принятия решения о расторжении контракта до его фактического расторжения.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
ООО ТД "Энергомаш" в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о наличии объективных причин (не зависящих от хозяйствующего субъекта), повлекших за собой невозможность оказания требуемых Заказчику услуг, и, соответственно, об отсутствии недобросовестного и виновного поведения поставщика при исполнении контракта.
Так, ООО ТД "Энергомаш" в материалы настоящего дела приобщены письма производителя, у которого общество приобретает товар для выполнения работы, из которых следует, что ввиду введенных экономических санкций против Российской Федерации производство товара задерживается.
Кроме того, Комиссией Амурского УФАС России из имеющейся переписки между Заказчиком и ООО ТД "Энергомаш" установлено, что последним в адрес Заказчика направлялось письма, в котором общество принимало меры для допуска подрядчика к месту монтажа воздухоподогревателя в соответствии с условиями муниципального контракта.
Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные обстоятельства указывают на отсутствие недобросовестного поведения со стороны ООО ТД "Энергомаш" при исполнении контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение лица, умышленное ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в материалах дела не имеется, следовательно, ООО ТД "Энергомаш" не может быть признано недобросовестным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно подпункту "а" пункта 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Руководствуясь подпунктом "в" пункта 15 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением N 1078, Комиссия Амурского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об ООО ТД "Энергомаш" в реестр недобрасовестных поставщиков виду предоставления исполнителем информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При этом Комиссией Амурского УФАС России принимается во внимание надлежащее исполнение ООО ТД "Энергомаш" на момент рассмотрения настоящего дела муниципальных и государственных контрактов, сведения об исполнении которых находятся в открытом доступе в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Рассмотрев информацию, поступившую от администрации города Сковородино об одностороннем отказе заказчика от исполнения муниципального контракта от 02.05.2022 N 0123300019722000008 (реестровый номер контракта 3282600179522000014) из-за существенного нарушения ООО ТД "Энергомаш" (ИНН: 7453101088) условий исполнения контракта, заключенного по результатам закупки, проведенной в форме электронного аукциона на приобретение и замену воздухоподогревателя котла N 1 на котельной "КЕ-25" г.Сковородино, объявленного извещением от 13.04.2022 N 0123300019722000008, для рассмотрения вопроса о включении сведений об исполнителе по контракту - ООО ТД "Энергомаш", а также генеральном директоре и учредителе данного общества, в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", приказа Федеральной антимонопольной службы N 267 от 27.08.2007 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
сведения (информацию) об обществе с ограниченной ответственностью Торговый дом "Энергомаш" (зарегистрированного по адресу: 454080, город Челябинск, улица Энгельса, 41, кв. 8; ИНН 7453101088), в том числе, в отношении генерального директора и учредителя общества - Сафронова Игоря Михайловича (ИНН: 743401442415) реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: М.М. Парнищева
Члены Комиссии: Ю.В. Калямина
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 7 сентября 2022 г. N 028/06/104-517/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2022