Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "ЛАБИНДЕКС" (далее - Участник, Поставщик): генерального директора Нинитчука О.И., Баранова К.С. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22334/22 от 30.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований - Набор реагентов для исследования STR локусов ДНК человека в 2022 году (извещение N 0872100001021000071),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.04.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований - Набор реагентов для исследования STR локусов ДНК человека в 2022 году (извещение N 0872100001021000071) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 372 334,40 рублей.
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.04.2021 N 0872100001021000071-1 победителем Аукциона признано ООО "ЛАБИНДЕКС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛАБИНДЕКС" заключен государственный контракт N 0872100001021000071 от 26.04.2021 на сумму 1 372 334,40 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.7 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 10.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛАБИНДЕКС".
Заказчик на заседание Комиссии УФАС представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований - Набор реагентов для исследования STR локусов ДНК человека (далее - Товар) в сроки, установленные в Графике поставки (Приложение N 3 Контракта) (п. 3.1 Контракта):
Этап 1: не позднее 01.04.2022, но не ранее 01.02.2022.
Этап 2: октябрь 2022 года.
Первый Этап поставки Товара Участником был осуществлен в полном объеме. Относительно второго Этапа поставки Товара от Участника в адрес Заказчика поступило письмо (исх. N 22051807 от 18.05.2022) о том, что Участник не может исполнять условия Контракта и осуществлять в дальнейшем поставку Товара в установленные Контрактом сроки в связи с наступлением обстоятельств, не зависящих от Участника, произошедших после заключения Контракта, а именно: в связи со сложившейся геополитической обстановкой в мире и наложением санкций на Российскую Федерацию, что повлекло к невозможности поставки Товара по Контракту.
Как указано в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7, отсутствие на рынке нужных товаров не признается форс-мажорными обстоятельствами, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства.
Указанное обстоятельство поставило Заказчика в условия невозможности достижения результата, на которое Заказчик рассчитывал при заключении Контракта.
В связи с вышеизложенным, на основании п. 1 ст. 463, ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 9.7 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Поставляемым по Контакту Товаром является продукция компании Promega Corporation (США), которая отказалась от исполнения поставок своей продукции в Российскую Федерацию, в том числе по заключенному между ООО "ЛАБИНДЕКС" и Promega Corporation договору N 2022 от 10.01.2022.
Участник 10.02.2022 выполнил поставку Товара по первому этапу Контракта, а именно: набора реагентов исследования STR локусов ДНК человека VersaPlexSystem 200/400 реакций (производитель: Promega, США) на сумму 686 167,20 рублей.
27.04.2022 от компании Promega Corporation по электронной почте Участника было получено информационное письмо (б/н от 18.04.2022) о прекращении приёма заказов и поставок в Россию из-за проведения специальной военной операции на территории Украины.
В связи с введением со стороны США в отношении России и российских компаний санкций и мер ограничительного характера, а также получением от компании Promega Corporation информации об отказе в поставке продукции в Россию, Участник уведомил Заказчика о невозможности выполнения своих обязательств согласно условиям заключённого Контракта. 18.05.2022 в адрес Заказчика было направлено уведомление (исх. N 22051807) о невозможности выполнения Контракта по указанным выше причинам и по независящим от Участника обстоятельствам, также Заказчику было предложено расторгнуть Контракт по соглашению сторон в соответствии с п. 9.5. Контракта, с оплатой фактически поставленного Товара.
Однако, 10.08.2022 Заказчик направил Участнику уведомление (рег.номер: 5/4-14514) о расторжении Контракта в связи с невозможностью поставки Товара по второму этапу поставки.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЛАБИНДЕКС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку до заключения Контракта и исполнения обязательств по нему ООО "ЛАБИНДЕКС" не могло предвидеть изменения в международной политической обстановке и применения в отношении России санкций, что повлекло невозможность поставки Товара, требуемого Заказчику.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ЛАБИНДЕКС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ЛАБИНДЕКС" (ИНН: 7714884319) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 сентября 2022 г. N РНП-78-1085/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2022