Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ООО "Компания Пущинские лаборатории" (далее - Участник, Поставщик): Копоровой Н.Н. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22333/22 от 30.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований (извещение N 0872100001021000389),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований (извещение N 0872100001021000389) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 046 281,80 рублей.
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12.01.2022 N 0872100001021000389-1 победителем Аукциона признано ООО "Компания Пущинские лаборатории".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Компания Пущинские лаборатории" заключен государственный контракт N 0872100001021000389
от 24.01.2022 на сумму 1 046 281,80 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.7 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 10.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Компания Пущинские лаборатории".
Заказчик на заседание Комиссии УФАС представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для производства ДНК экспертиз и исследований (далее - Товар) единовременной партией в течение 90 (девяноста) рабочих дней с момента подписания Контракта, но не позднее 30.04.2022 (п. 3.1 Контракта):
В установленный Контрактом срок Товар Участником был поставлен частично на сумму 340 896,40 рублей.
В остальной части Участник отказался от поставки Товара, ссылаясь на невозможность дальнейшего исполнения условий Контракта в связи с наступлением обстоятельств, независящих от него, произошедших после заключения Контракта, а именно: в связи со сложившейся геополитической обстановкой в мире и наложением санкций на Российскую Федерацию, что привело к невозможности дальнейшей поставки Товара по Контракту (исх. N 22-0373 от 28.06.2022).
При этом, как указано в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7, отсутствие на рынке нужных товаров не признается форс-мажорным обстоятельством, наступление которого зависело от воли или действий стороны обязательства.
В связи с вышеизложенным, на основании п. 1 ст. 463, ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 9.7 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В рамках надлежащего исполнения Контракта со стороны ООО "Компания Пущинские лаборатории" была произведена частичная отгрузка продукции производителя по Контракту ThermoFisherScientific (а также его российского представительства АО "Термо Фишер Сайентифик"), что подтверждается закрывающими документами N УТ -712 от 10.03.2022 и УТ-1030 от 04.04.2022. Так как у Товара по Контракту прописаны остаточные сроки годности (указанные в спецификации), что является существенным условием исполнения Контракта, а к моменту отгрузки Товара на склад ООО "Компания Пущинские лаборатории" пришла только часть Товара, в связи с уже вступившими санкционными ограничениями в отношении Российской Федерации, то произвести поставку Товара полностью оказалось невозможным.
Так как ООО "Компания Пущинские лаборатории" является официальным дилером Thermo Fisher Scientific, то в рамках исполнения контракта от 02.06.2021, ООО "Компания Пущинские лаборатории" было запрошено официальное письмо у представительства АО "Термо Фишер Сайентифик" в России, с просьбой предоставить разъяснения по отгрузке и производству их продукции своим официальным дилерам (письмо N 22-0164 от 04.04.2022). Однако ответа от представительства АО "Термо Фишер Сайентифик" в России не поступило.
28.06.2022 ООО "Компания Пущинские лаборатории" уведомило Заказчика о невозможности поставки Товара в связи с наложением санкционных запретов и мер ограничительного характера на Российскую Федерацию, руководствуясь размещенным в свободном доступе пресс-релизом от головного офиса производителя Thermo Fisher Scientific о приостановке поставки их продукции в Российскую Федерацию. Руководствуясь нормами законодательства Российской Федерации, а так же Контрактом, отображая частичную отгрузку Товара, что являлось показателем намерений исполнить Контракт полностью, при его заключении, ООО "Компания Пущинские лаборатории" попросило Заказчика заключить соглашение о расторжении Контракта по согласованию сторон на позиции по Контракту которые не имеют аналогов на рынке продаж, а так же руководствуясь нормами закона, а именно ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе, осуществить замену позиции Товара по Контракту на Товар с улучшенными характеристиками, к которым ООО "Компания Пущинские лаборатории" смогло подобрать аналоги доступные к продаже в Российской Федерации.
26.07.2022 от Заказчика поступило письмо N 23/7133, в котором содержалась информация о потребности в поставке Товара либо предоставления сертификата от Торгово-Промышленной Палаты Российской федерации о наличии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажоре).
27.06.2022 ООО "Компания Пущинские лаборатории" получило письмо от представительства Thermo Fisher Scientific в России с уведомлением всех официальных дилеров о прекращении поставок товара производства ThermoFisherScientific в Россию, а также отмене заказов, совершенных ранее в отношении продукции данного производителя. Товар по Контракту, заключенным между Заказчиком и ООО "Компания Пущинские лаборатории" так же попал под прямое действие данного письма.
По состоянию на 26.07.2022 на сайте Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации было опубликовано письмо, относящееся ко всем Торгово-Промышленным Палатам Российской Федерации, в том числе и Торгово-Промышленной Палаты по г. Санкт-Петербургу, о приостановлении в выдаче Сертификатов об обстоятельствах непреодолимой силы.
Данную информацию ООО "Компания Пущинские лаборатории" предоставило Заказчику в официальном ответе (письмо исх. N 22-0473 от 09.08.2022), прикрепляя ссылку на опубликованное письмо от Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации, и описывая ближайшие изменения в законодательство, в которых будет включен отказ прямого производителя в поставке продукции к обстоятельствам непреодолимой силы. В подтверждение всех весомых доводов ООО "Компания Пущинские лаборатории" направило Заказчику официальный ответ от производителя Thermo Fisher Scientific.
Однако 16.08.2022 Заказчик разместил на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Компания Пущинские лаборатории" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку до заключения Контракта и исполнения обязательств по нему ООО "Компания Пущинские лаборатории" не могло предвидеть изменения в международной политической обстановке и применения в отношении России санкций, что повлекло невозможность поставки Товара, требуемого Заказчику.
ООО "Компания Пущинские лаборатории" зарекомендовала себя на рынке продаж в качестве добросовестного поставщика, что подтверждается положительно исполненными контрактами на поставку аналогичной продукции производителя Thermo Fisher Scientific, заключенными в рамках Закона о контрактной системе, до наступления сложившейся геополитической обстановки на мировом уровне и наложением санкций на Российскую Федерацию.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Компания Пущинские лаборатории" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Компания Пущинские лаборатории" (ИНН: 5043054850) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 сентября 2022 г. N РНП-78-1088/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2022