Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" (далее - Заказчик):;
ООО "СВЕТ" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22493/22 от 31.08.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному содержанию, уходу и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, имущества, наружных территорий и фасада Концертного зала Мариинского театра c двумя вспомогательными корпусами, расположенных по адресам: ул. Писарева д. 20 и ул. Декабристов д. 39, лит. Б, в 2022-2024 годах (извещение N 0372100014222000152) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100014222000152. Начальная (максимальная) цена контракта - 68 892 455,65 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившиеся:
- в неверном указании в извещении кода ОКПД2 на закупаемые услуги,
- в неправомерном установлении дополнительных требований к участникам закупки,
- в неустановлении в извещении этапов исполнения контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
06.09.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам
1.В соответствии с ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 6 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно ч.7 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является оказание услуг по комплексному содержанию, уходу и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, имущества, наружных территорий и фасада Концертного зала Мариинского театра c двумя вспомогательными корпусами, расположенных по адресам: ул. Писарева д. 20 и ул. Декабристов д. 39, лит. Б, в 2022-2024 годах.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "ОКПД 2".
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Определение кода ОКПД 2 в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" является правом Заказчика.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
При этом, Минфин России обращает внимание, что не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Заказчик установил код ОКПД2 81.10.10.000 Услуги по обслуживанию помещений комплексные.
Классификатором установлено следующее:
81 Услуги по обслуживанию зданий и территорий
81.1 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10.1 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
81.10.10 Услуги по комплексному обслуживанию помещений
Эта группировка включает:
- предоставление комплексных услуг по обслуживанию помещений клиента, таких как общая уборка, техническое обслуживание, вывоз мусора, обеспечение охраны и безопасности, доставка почты, услуги службы приема, услуги прачечных и т.д.
Эта группировка не включает:
- предоставление только одной из вспомогательных услуг (например, услуги по общей уборке), см. соответствующий класс согласно предоставляемой услуге;
- предоставление услуг управленческого и обслуживающего персонала для полного обеспечения жизнедеятельности предприятия клиента, такого как гостиница, ресторан, шахта или больница, см. класс, к которому причислено управляемое подразделение
81.10.10.000 Услуги по обслуживанию помещений комплексные
Код ОКПД2 81.10.10.000 включает в себя предоставление комплекса услуг: когда закупается не один вид услуг, а сразу две или более услуги.
Согласно письму Минэкономразвития России от 05.06.2015 N 14809- ЕЕ/Д18и "О применении ОКВЭД2, ОКПД 2" к комплексным услугам (сочетание услуг) в части обслуживания помещений клиента, относятся услуги, которые включают уборку внутренних помещений в зданиях всех типов, ремонт, охрану, удаление отходов, маршрутизацию и прием почты, услуги прачечной и сопутствующие услуги относятся в ОКВЭД 2 к коду 10 "Деятельность по комплексному обслуживанию помещений", в ОКПД 2 относятся к коду 81.10.10 "Услуга, по комплексному обслуживанию помещений".
Согласно Техническому заданию (Раздел V. Приложение N 1 к Извещению об электронном конкурсе 06/22-ОКЭФ) в состав услуг по комплексному содержанию, уходу и профессиональной уборке внутренних помещений, интерьеров, имущества, наружных территорий и фасада Концертного зала Мариинского театра, расположенного по адресу: ул. Писарева, д. 20, в 2022-2024 годах входят следующие услуги:
1. Комплексная профессиональная уборка и уход внутри здания (помещения зрительской части, служебные и репетиционные помещения), в составе услуг:
1.1. Ежедневная комплексная уборка помещений зрительской части;
1.2. Ежедневная поддерживающая уборка помещений зрительской части;
1.3. Ежедневная комплексная уборка помещений служебной и репетиционной части;
1.4. Ежедневная поддерживающая уборка помещений служебной и репетиционной части;
1.5. Генеральная уборка помещений зрительской части, служебной и репетиционной частей
2. Профессиональные уборка и уход внутри здания (помещения художественно- постановочной части - ХПЧ), в составе услуг:
2.1. Ежедневная комплексная уборка помещений ХПЧ;
2.2. Ежедневная поддерживающая уборка помещений ХПЧ;
2.3. Еженедельная комплексная уборка помещений ХПЧ;
2.4. Ежемесячная комплексная уборка помещений ХПЧ;
2.5. Генеральная уборка помещений ХПЧ;
2.5.1. Уборка технического настила и деревянных поверхностей под техническим настилом;
3. Профессиональная уборка санитарно-гигиенических помещений, в составе услуг:
3.1. Ежедневная комплексная уборка санитарно-гигиенических помещений;
3.2. Ежедневная поддерживающая уборка санитарно-гигиенических помещений;
3.3. Генеральная уборка санитарно-гигиенических помещений.
4. Профессиональные уборка и уход внутри здания (технические помещения), в составе услуг:
4.1. Ежемесячная и ежеквартальная комплексная уборка электротехнических помещений;
4.2. Ежеквартальная комплексная уборка технических помещений.
5. Профессиональная уборка и уход снаружи здания, на прилегающей территории, в составе услуг:
5.1. Ежедневная комплексная уборка прилегающей территории;
5.2. Ежедневная поддерживающая уборка прилегающей территории;
5.3. Генеральная комплексная уборка прилегающей территории.
6. Содержание и профессиональный уход за поверхностями, интерьерами и имуществом внутри здания и прилегающих территорий Концертного зала, в составе услуг:
6.1. Мытье осветительных приборов;
6.2. Содержание, обслуживание и профессиональный уход за имуществом Заказчика;
6.2.1. Сохранение и восстановление эксплуатационных и функциональных свойств и внешнего вида интерьеров, имущества, помещений и прилегающих территорий Концертного зала;
6.2.2. Химическая чистка и уход за предметами интерьера внутри здания;
6.2.3. Содержание и профессиональный уход за оконными жалюзи;
6.2.4. Содержание и профессиональный уход за защитными покрытиями кресел зрительного зала, ковровых покрытий лестниц и диванов;
6.3. Содержание и профессиональный уход за полами и напольными покрытиями из различных материалов;
6.3.1. Содержание и профессиональный уход за ковровыми покрытиями (лестницы) и за ковродержателями (системой крепежа);
6.3.2. Содержание, профессиональный уход паркетного пола;
6.3.3. Профессиональный уход за планшетом сцены;
6.3.4. Содержание и профессиональный уход за каучуковым покрытием, линолеумом;
6.3.5. Профессиональный уход за гранитом;
6.3.6. Содержание и профессиональный уход за грязезащитными ворсовыми влагопоглощающими коврами проходных и транзитных зон Концертного зала и флигеля;
6.3.7. Содержание и профессиональный уход за защитой от скольжения;
7. Обслуживание мероприятий, в составе услуг:
7.1. Оперативная подготовка к мероприятию смонтированного пространства литерных рядов;
7.2. Подготовка к мероприятиям.
8. Озеленение внутри здания и снаружи здания, на прилегающей территории, в составе услуг:
8.1. Озеленение внутри здания;
8.2. Озеленение снаружи здания, на прилегающей территории.
9. Профилактическая дератизация помещений и прилегающих территорий
10. Организация вывоза снега и контроль вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) на санкционированные свалки.
11. Профессиональная уборка внутренних помещений и фасада флигеля, в составе услуг:
11.1. Профессиональная уборка внутренних помещений флигеля;
11.2. Профессиональная уборка СПА-комплекса;
11.2.1. Ежедневная комплексная уборка СПА-комплекса;
11.2.2. Генеральная уборка СПА-комплекса;
11.3. Профессиональная уборка фасада флигеля".
Таким образом, услуги, подлежащие оказанию в соответствии с техническим заданием, функционально и технологически связаны между собой, в связи с чем имеют характер комплексных услуг, подлежащих оказанию, в рамках исполнения обязательств по контракту, и относятся к коду ОКПД 2 81.10.10.000. входящего в группу кода ОКПД 2 81.10 - Услуги по комплексному обслуживанию помещений, не включенного в Перечень.
Согласно пояснениям Заказчика, при выборе предмета будущего договора, решение о закупке, а именно комплексных услуг, было принято в целях оптимизации будущих расходов. Услуги, входящие в состав комплекса услуг, дополняют и совмещают друг друга; оказание комплекса услуг одним Исполнителем позволит добиться более качественного оказания устранения аварий и нештатных ситуаций.
Выбранный Заказчиком код ОКПД 2 81.10.10.000 не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Таким образом, Заказчик вправе осуществить определение исполнителя указанных услуг путем проведения открытого конкурса в электронной форме с учетом требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод жалобы признан необоснованным.
2. П.12 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Правительство Российской Федерации, согласно ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление Правительства N 2571). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
В позиции 14 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки на услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений следующее дополнительное требование:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 позиция 14 Приложения к Постановлению N 2571 позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки", а также применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Заказчиком в Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено вышеуказанное дополнительное требование к участникам закупки.
Так, на заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно сведениям размещенного извещения, объект закупки предусматривает, в том числе укрепление, замена утраченных элементов (Мощение площади: подсыпка цементно-песчаной смесью между плитами мощения, включая материалы для подсыпки), относящиеся к услугам по техническому обслуживанию зданий.
Таким образом, Заказчик установил дополнительные требования в соответствии с пунктом 14 раздела II Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 в соответствии с действующим законодательством РФ.
На основании изложенного, довод жалобы признан необоснованным.
3. В соответствии с п.8 ч.1 ст.42 Закона о контрактной извещение об осуществлении закупки должно содержать срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Подпункт "а" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной обязывает данную информацию также включать в проект контракта.
В соответствии с п.п. 4.3 Проекта контракта, содержащегося в Приложении N 5 к Извещению об электронном конкурсе, Исполнитель обязан:
4.3.1. Разработать и согласовать с Заказчиком не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента заключения Контракта:
4.3.1.1. Годовой график 2022-2023 оказания услуг по Контракту (укрупненный) на основании Рекомендуемого годового графика оказания услуг (Приложение N5 к Контракту). Годовой график оказания услуг по Контракту на период 2023-2024 Исполнитель обязан разработать и согласовать с Заказчиком не позднее даты наступления следующего года оказания услуг.
4.3.1.2. Месячный график оказания услуг месяца, в котором будут оказываться услуги по Контракту, исходя из их объемов и времени их проведения, указанных в соответствующих пунктах Технического задания и в соответствии с репетиционным планом, на первый с даты заключения Контракта календарный месяц оказания услуг.
В силу ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с п.п. 3.3.2. Проекта контракта Отчетным периодом по Контракту является 1 (один) календарный месяц обслуживания. Оплата за оказанные услуги производится Заказчиком ежемесячно по факту оказания услуг в срок не более 7 (семи) рабочих дней с момента подписания Заказчиком документа о приемке, подписанного усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени Заказчика, и размещенного в единой информационной системе, на основании представленных Исполнителем Заказчику в срок до 5-го числа месяца обслуживания, следующего за отчетным, следующих документов:
документа о приемке, подписанного усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени Заказчика, и размещенного в единой информационной системе;
акта сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающего факт оказания услуг, с указанием объема оказанных услуг и их стоимости;
счета на оплату и счета-фактуры (если применимо).
Изучив вышеуказанные положения Проекта контракта, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных положений не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СВЕТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 сентября 2022 г. N 44-2931/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2022