Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик): Аслахановой Т.Х. по доверенности, Шалопина А.А. по доверенности;
ООО ЧОП "Пересвет-СБ" (далее - Участник, Исполнитель): генерального директора Ковалева Н.В., Коугия М.Н. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22600/22 от 01.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России в 2022-2023 году (извещение N 0372100052922000413),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России в 2022-2023 году (извещение N 0372100052922000413) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 20 493 856,56 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.07.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО ЧОП "Пересвет-СБ", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 40,37 %.
По результатам закупки Заказчиком с ООО ЧОП "Пересвет-СБ" заключен государственный контракт N 01/2022-ОК от 01.08.2022 на сумму 12 220 627,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО ЧОП "Пересвет-СБ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по охране объектов ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России (далее - Услуги) в период, с момента заключения Контракта по 09 ч. 00 мин. 01.08.2023 (п. 1.2 Контракта).
В нарушение условий Контракта в ходе его исполнения Услуги Участником оказывались не надлежащим образом. Перечень нарушений был зафиксирован Заказчиком в актах (от 01.08.2022, от 02.08.2022, от 03.08.2022, от 04.08.2022, от 05.08.2022, от 06.08.2022, от 07.08.2022, от 08.08.2022).
В связи с нарушением условий Контракта в адрес Участника были направлены претензии от 08.08.2022 N 8231-01/к и от 12.08.2022 N 8395-01/к.
Вместе с тем в указанный в претензии срок, нарушения условий Контракта не были устранены Участником. Неисполнение условий Контракта со стороны Участника повлекло угрозу безопасности и антитеррористической защищенности объектов Заказчика, который оказывает образовательную и медицинскую деятельность.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 3 ст. 715 ГК РФ, п. 10.4 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО ЧОП "Пересвет-СБ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО ЧОП "Пересвет-СБ" отсутствуют ввиду следующих обстоятельств:
Претензии N 8231-01/К от 08.08.2022 и N 8395-01/К от 12.08.2022 в адрес ООО ЧОП "Пересвет-СБ" не направлялись, о выявленных недостатках ООО ЧОП "Пересвет-СБ" не сообщалось. Претензия N 8231-01/К от 08.08.2022 была размещена на Официальном сайте только 10.08.2022. Претензия N 8395-01/К от 12.08.2022 была размещена в Официальном сайте только 16.08.2022, одновременно с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 8.2 Контракта установлено, что в случае наличия споров, разногласий и претензий относительно исполнения одной из Сторон своих обязательств, другая Сторона может направить претензию. В отношении всех претензий, направляемых по настоящему контракту, Сторона, к которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения. ООО ЧОП "Пересвет-СБ" узнало о наличии претензий только 18.08.2022, увидев их на Официальном сайте.
23.08.2022 ООО ЧОП "Пересвет-СБ" направило в адрес Заказчика письменные объяснения по существу претензий, в которых сообщило, что указанные в претензиях недостатки устранены, а также ООО ЧОП "Пересвет-СБ" осуществило оплату штрафа согласно условиям Контракта.
Таким образом, по мнению представителя Участника, основания для принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с не устранением Участником недостатков при исполнении Контракта на момент вступления в законную силу Решения Заказчика отсутствовали, так как все недостатки, указанные в претензиях, были устранены Участником, штраф оплачен.
Кроме того, Заказчиком были нарушены требования п. 8.2 Контракта, так как Заказчик не уведомил Участника об имеющихся претензиях и не предоставил 10 (десяти) дневный срок на дачу письменного ответа по существу претензий.
Вместе с тем основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик указал ч. 3 ст. 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
По словам представителя Участника, в связи с тем, что претензии не были направлены в адрес ООО ЧОП "Пересвет-СБ", Заказчиком был нарушен срок для ответа на претензии (п. 8.2 контракта - 10 дней), а также факт того, что указанные в претензиях недостатки устранены, Участник осуществил оплату штрафа согласно условиям Контракта, основание для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик по ч. 3 ст. 715 ГК РФ отсутствует.
Так же Заказчиком не было исполнено встречное обязательство, а именно, до 23.08.2022 не были согласованы для работников ООО ЧОП "Пересвет-СБ" должностные инструкции частного охранника на объекте, которые были направлены в адрес Заказчика 29.07.2022.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
В соответствии с ч. 3 ст. 328 Гражданского кодекса РФ ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328).
Таким образом, не исполнив встречного обязательства в соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 328, ч. 1 ст. 719 ГК РФ Заказчик не вправе требовать от Исполнителя исполнения обязательства, не предоставив причитающегося с него обязательства другой стороне.
Письмом от 24.08.2022 ООО ЧОП "Пересвет-СБ" направило в адрес Заказчика возражения на односторонний отказ от исполнения контракта с требованием отменить данное Решение, так как оно является незаконным.
По мнению представителя Участника, в связи с тем, что все имеющиеся недостатки были устранены ООО ЧОП "Пересвет-СБ", выставлены все предусмотренные условиями Контракта посты, на основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик был обязан отменить не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако, Заказчик не исполнил требования ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе и не отменил свое Решение, чем нарушил прямую норму Закона о контрактной системе.
Так же представитель Участника пояснил, что ООО ЧОП "Пересвет-СБ" оказывало Заказчику Услуги по охране объектов до дня вступления в законную силу Решения Заказчика (до 26.08.2022). Кроме того, 26.08.2022
ООО ЧОП "Пересвет-СБ" направило Заказчику очередное письмо с просьбой отменить свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с устранением нарушений условий Контракта и оплатой штрафа. Однако Заказчик проигнорировал все требования ООО ЧОП "Пересвет-СБ" об отмене незаконного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО ЧОП "Пересвет-СБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
При этом, представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник надлежащим образом не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту и не устранил нарушения условий Контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении, послужившие основанием для принятия указанного Решения.
Вместе с тем в ходе заседания Комиссии УФАС представители Заказчика настаивали на включении ООО ЧОП "Пересвет-СБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО ЧОП "Пересвет-СБ", ИНН: 6732068128; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Ковалев Николай Васильевич, ИНН: 671402423143, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОП "Пересвет-СБ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
29.08.22 |
31.08.22 |
31.08.22 |
0 |
01.09.22 |
08.09.22 |
08.09.22 |
0 |
13.09.22 |
13.09.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 сентября 2022 г. N РНП-78-1109/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2022