Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик);
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
в отсутствие представителей:
ООО "ТрансДорТех" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22370/22 от 30.08.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту трамвайных путей Санкт-Петербурга в рамках реализации адресной программы по целевой статье "Расходы на ремонт трамвайных путей". Лот: Красногвардейский район Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга (извещения номер 0172200002522000275) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002522000275.
Начальная (максимальная) цена контракта - 340 915 155,84 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ППРФ 2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 3 ППРФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 24 ППРФ 2604 Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком в Приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки установлен порядок рассмотрения и оценки заявок, в том числе, по критерию квалификация участников закупки, следующего содержания:
"Критерий оценки "Квалификация участника закупки" применяется на основании подпункта "а" пункта 32 Положения
Значимость критерия оценки "Квалификация участника закупки" установлена в соответствии с пунктом 4 Предельных величин значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021No2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г .N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и составляет: 40% (коэффициент значимости критерия - 0,4).
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта" применяется на основании подпункта "б" пункта 32 Положения. Значимость показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта" составляет 100% (коэффициент значимости показателя - 1,0).
Детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" применяется на основании подпункта "а" пункта 28 Положения. Значимость детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" составляет 100% (коэффициент значимости детализирующего показателя - 1,0).
Оценка заявок по детализирующему показателю, предусмотренному настоящим Положением, осуществляется в порядке, установленном подпунктом "б" пункта 20 Положения, а именно по формуле:
БКi = (Ki - Кmin) х 100/(Кmах - Кmin), где:
Кmах - максимальное значение детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", содержащееся во вторых частях заявок, подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Ki - значение детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", содержащееся в предложении участника закупки, вторая часть заявки которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Кmin - минимальное значение детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", содержащееся, во-вторых, частях заявок подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки"
К оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту трамвайных путей, путей метрополитена, по которому участник закупки выступает в качестве генерального подрядчика.
Согласно СП 98.13330.2018 "Трамвайные и троллейбусные линии". СНиП 2.05.09-90 (далее - СП).
В зависимости от местных условии трамвайные пути следует предусматривать:
- на самостоятельном (обособленном) полотне - все виды трамвайных линий;
- в профиле улично-дорожной сети на обособленном полотне;
- в профиле улично-дорожной сети на совмещенном полотне (п. 4.6 СП).
Обособленное трамвайное полотно - трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети, не предназначенные для движения безрельсового транспорта (п. 3.22 СП).
Самостоятельное трамвайное полотно - трамвайные пути, расположенные вне улично-дорожной сети (п. 3.34 СП).
Совмещенное трамвайное полотно - трамвайные пути, расположенные в профиле улично-дорожной сети на одном уровне с проезжей частью, по которым разрешено движение безрельсовых транспортных средств (п. 3.37 СП).
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 технического задания установлены краткие характеристики выполняемых работ:
"4.1. Виды (состав) работ:
- производство (или приобретение) и перевозка асфальтобетонных смесей;
- ремонт и восстановление верхнего строения пути;
- ремонт конструктивных элементов объекта улично-дорожной сети:
- ремонт (выравнивание с уровнем дорожного покрытия) люков смотровых колодцев подземных коммуникаций;
- ремонт (выравнивание) дождеприемников ливнесточных колодцев;
- ремонт бордюрного камня с полной заменой (бетонного);
- удаление изношенных слоев дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон) методом холодного фрезерования;
- устройство армирующей прослойки из нетканого синтетического материала (георешетки);
- укладка нижнего (выравнивающего) слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон);
- укладка верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части, тротуаров (пешеходных зон);
- нанесение разметки, восстановление элементов технических средств организации дорожного движения;
- устройство (восстановление) плиточного покрытия на пешеходных тротуарах, примыкающих к проезжей части объекта ремонта;
- ремонт и восстановление пешеходного ограждения вдоль трамвайных путей;
- восстановление нарушенного благоустройства (озеленения);"
Вышеуказанное техническое задание содержит, в том числе, ч. 10.8 "Требования к работам по ремонту дорожного покрытия проезжей части", следующего содержания:
"10.8.1. Требования к удалению изношенного верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части методом холодного фрезерования;
10.8.2. Требования к заделке трещин в дорожном покрытии;
10.8.3. Требования к устройству выравнивающего слоя;
10.8.4. Отфрезерованную поверхность после очистки обработать 60%-й битумной эмульсией, соответствующей требованиям ГОСТ Р 58952.1-2020, с применением автогудронаторов на ширину укладываемой полосы с нормой расхода не менее 0,4 л/кв. м не позднее, чем за 6 часов до начала укладки асфальтобетонной смеси;
10.8.5. Требования к устройству верхнего слоя дорожного покрытия проезжей части;"
Примеры не являются исчерпывающими.
В соответствии с техническим заданием необходимо выполнить ремонт трамвайных путей, находящихся в совмещенном полотне с автомобильной дорогой. Учитывая определения, данные вышеуказанными действующими нормативно-правовыми актами РФ, а также характер выполняемых работ, можно говорить о том, что трамвайные пути являются конструктивным элементом автомобильной дороги.
Анализ извещения об осуществлении закупки и установленного порядка рассмотрения и оценки заявок, привел к выводу, что условие, при котором к оценке принимаются исключительно договора, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту трамвайных путей, путей метрополитена, создает необоснованное преимущество отдельным хозяйствующим субъектам и не позволяет объективно сопоставить заявки Участников, поскольку данный вид контрактов не соответствует заключаемому контракту по рассматриваемой процедуре.
Комиссия УФАС отмечает, что в порядке рассмотрения и оценки заявок Заказчик, в том числе установил следующее:
"Критерий оценки "Квалификация участника закупки" применяется на основании подпункта "а" пункта 32 Положения"
Вместе с тем, в пункте 32 раздела VI указанного Положения установлено следующее: "При осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги"
Комиссия УФАС констатирует, что вышеуказанное не отраженно в извещении об осуществлении закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный порядок рассмотрения и оценки заявок, является ненадлежащим и не направлен на выявление лучшего предложения участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчик установлено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
2. В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановлением N 2571.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. "а" ч.3 постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки". Позиция 18 приложения применяется если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации превышает 5 млн. рублей.
Согласно п. 18 постановления N 2571 при проведении конкурентных процедур на работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги, к участнику закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
"наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)"
Как установлено ранее, объект закупки включает в себя ремонт, содержание автомобильной дороги, объем вышеуказанных работ превышает 5 млн. рублей.
Вместе с тем, анализ извещения о проведении конкурса показал, что Заказчиком в нарушение ч. 4 ст. 31 не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 32, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТрансДорТех" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства"
Нейшлотский пер., д. 8,
Санкт-Петербург, 194044,
тел.: 7(812)409-78-01
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга
Новгородская ул., д. 20, лит. А,
Санкт-Петербург, 191144
тел.: 7-812-4175015
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: (495) 733-95-19
ООО "ТрансДорТех"
ул. Композиторов, д. N 33, корп. 3, кв. 148,
Санкт-Петербург, 194358
тел.: +7 (812) 425-32-25
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-2963/22 об устранении нарушений законодательства о закупках
05.09.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-2963/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 8, 32, 54.1, 54.2, 54.3, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу - Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, Заказчику - СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" и единой комиссии по осуществлению закупок в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы (при их наличии), составленные в ходе проведения конкурса с номером извещения 0172200002522000275;
- внести изменения в извещение об осуществлении закупки, приведя его в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0172200002522000275 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику и конкурсной комиссии в срок до 15.10.2022 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику, его конкурсной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 сентября 2022 г. N 44-2963/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2022