Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБДОУ детский сад N 87 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): Кирилиной М.В.,
в отсутствие представителя ООО "Стрелков и сын" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. 22894-ЭП/22 от 05.09.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков на поставку бумаги для офисной техники для государственных учреждений, находящихся в ведении Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0172200000721000306),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники для государственных учреждений, находящихся в ведении Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0172200000721000306) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 22 881,75 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15.12.2021 N 0172200000721000306-3 победителем Аукциона признано ООО "Стрелков и сын".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Стрелков и сын" заключен государственный контракт N БУМ-87/22 от 28.12.2021 на сумму 18 076,58 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 22.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Стрелков и сын", в связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, а именно: неосуществлением поставки бумаги для офисной техники как в срок, установленный Контрактом, так и после предъявленных претензионных требований.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.09.2022.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
ООО "Стрелков и сын" не направило своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представило письменные пояснения, в которых указало, что предпринимало все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту.
Согласно данным пояснениям, по результатам Аукциона (совместные торги) были заключены контракты учреждениями с ООО "Стрелков и сын".
До 10.03.2022 часть контрактов была исполнена в полном объеме, товары доставлялись при согласии Заказчиков их принять и оплатить, а также исходя из наличия на складе.
Однако, в связи с беспрецедентными экономическими и политическими санкциями, стоимость офисных бумаг резко увеличилась, оптовая цена была уже выше цены, указанной в контракте, в 2 раза (на конец марта 2022 года). При этом ощущалось физическое отсутствие Товара на складах дилеров. Данная ситуация возникла из-за трудностей на комбинатах, производящих бумагу (г. Светогорск (Сильвамо) был остановлен из-за отсутствия отбеливателя, г. Сыктывкар (Монди) и г. Котлас (Илим) сократили объемы отгрузок).
В создавшихся условиях исполнение Контракта не представлялось возможным, в виду отсутствия товара (бумаги) и ценовой политики дилеров. При исполнении Контракта ООО "Стрелков и сын" понесло бы катастрофические убытки, лишилась бы части оборотных средств, что сказалось бы на финансовой устойчивости в будущем, возможности выплаты зарплат и налогов. Так как ООО "Стрелков и сын" является не большой организацией, и наценка для участия в аукционах минимальная, деятельность осуществляется с минимальным оперативным складом. Иметь значительные запасы Товара не представляется возможным из-за конъюнктурных особенностей рынка бумаг.
Изменять цену Контракта за единицу продукции Заказчик отказался, несмотря на то, что такая возможность предоставлена Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о невключении ООО "Стрелков и сын" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Стрелков и сын" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Стрелков и сын" (ИНН: 1001058990) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 сентября 2022 г. N РНП-78-1122/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022