Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 12" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей ООО "Флавия" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22665/22 от 01.09.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по монтажу системы АПС и системы СОУЭ в здании СПБ ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию N 12" по адресу: СПб, ул. Корпусная, д. 24, литера А (извещение N 0372200133322000048) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200133322000048.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 941 903,53 рубля.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- нарушении правил описания объекта закупки;
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Закона о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с доводами Заявителя, в конкурсной документации не указаны параметры эквивалентности товара.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что в размещенном проекте контракта, в разделе Приложение N 2 к контракту содержится следующая информация:
"11. Оборудование, материалы, устанавливаемые, применяемые при выполнении работ, должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил устройства электроустановок, норм пожарной безопасности, технических регламентов, санитарных норм и правил, должны соответствовать характеристикам, содержащимся в локальной смете, должны быть новыми, иметь документы, подтверждающие качество и безопасность таких материалов (документы предоставляются Заказчику за 2 дня до начала работ, выполняемых с использованием этих материалов). ). По согласованияю с Заказчиком возможна замена оборудования и материалов, указанных в локальных сметах на аналогичные по функциональным характристикам.
12. Все товарные знаки читать со словами "или эквивалент".
Следовательно, положения извещения об осуществлении закупки содержат условия, согласно которым возможна замена и поставка оборудования и материалов на аналогичные по функциональным характеристикам.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Заявитель, подавая заявку должен был изучить конкурсную документацию, в том числе Техническое задание, где указано, что "по согласованию с Заказчиком возможна замена оборудования и материалов, указанных в локальных сметах на аналогичные по функциональным характеристикам." Также Заказчиком, был размещен ответ на данный запрос, с которым участники, в том числе Заявитель, могли ознакомиться. Информация о пластиковых кабель- каналах указана также в Приложении N2 -Обоснование начальной максимальной цены контракта в "Расчете обоснования цен на материалы и оборудование" Приложение N1 к Возражению.
Так в Расчете обоснования цен на материалы и оборудование (неучтенных в расценках) по смете Заказчика (Приложение N1 к Возражению) Заказчиком был отправлен запрос и получено 3 коммерческих предложения.
Подводя итоги по первому доводу:
1. Поступил запрос, с вопросом какие будут кабель-каналы металлические или пластиковые Заказчик дал ответ: "При проведении монтажных работ будут использованы пластиковые кабельные каналы. Полный объем товаров находится в сметной документации".
2. В техническом задании указана информация Оборудование, материалы, устанавливаемые, применяемые при выполнении работ должны соответствовать характеристикам, содержащимся в локальной смете.
3. В Локальной смете указаны пластиковые кабель-каналы.
4. В "Расчете обоснования цен на материалы и оборудование (неучтенных в расценках) по смете Заказчика" указаны пластиковые кабель-каналы. При этом товар может быть эквивалентам.
По второму доводу сообщаем следующее:
Данный довод был рассмотрен Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России в жалобе реестровый номер жалобы в ЕИС N 202200114959009413.
Также, ООО "Флавия" подала заявку на участие в Электронном конкурсе N 0372200133322000048. Однако подавая заявку на участие в электронном конкурсе, Участник закупки соглашается на заключение государственного контракта на условиях, предусмотренных извещением, конкурсной документацией, выражает свой интерес на удовлетворение государственных нужд на условиях, предложенных конкурсной документацией. Таким образом, действия Заявителя противоречат друг другу.
Хотелось бы отметить, что на данную закупку отправлены еще две полностью идентичные жалобы (N 202200114959011252. N 202200114959011260). Заявители данных жалоб даже не додавали заявку на участие.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105-106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 43, 48, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Флавия" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 сентября 2022 г. N 44-3041/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022