Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" (далее - Заказчик);
ИП Григорович Л.И. (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22610/22 от 01.09.2022) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку арочных рамок для измерения температуры для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" (извещение N 0372200127622000160) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200127622000160.
Начальная (максимальная) цена контракта - 689 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки победителя соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 49 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с п. 2 ч. 5 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.08.2022 NИЭА1 размещен в единой информационной системе 26.08.2022 в 14 часов 43 минут.
Из материалов дела следует, что участие в аукционе подано 5 (пять) заявок на участие, из которых 4 (четыре) участника и их заявки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения.
По мнению Заявителя, участник с идентификационным номером 1 в заявке предоставил информацию о характеристиках предлагаемого к поставке товара, не соответствующую установленным требованиям в извещении о закупке.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.4
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документов "Требования_к_содержанию,_ составу_заявки_(3).docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"2. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
2.1. Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Участник закупки формирует предложение с учетом положений части 2 статьи 43 Закона.
2.2. Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 закона.".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание_объекта__закупки_(1).docx" к извещению об осуществлении закупки.
Заказчик устанавливает в извещении следующее требование к товару: предназначена для бесконтактного измерения температуры людей, проходящих через рамку. Прохождение через арку человека с повышенной температурой должно отражаться через световые индикаторы и звуковой сигнал. Автоматический контроль предотвращает посещение объекта людьми с повышенной температурой, что противодействуют вероятному распространению вирусов.
Комиссия УФАС отмечает, что участниками, в частности Заявителем, не изменен фактический показатель товара и предоставленные показатели соответствуют потребности Заказчика.
Согласно вышеуказанному документу Заказчиком в отношении товарной позиции "Арочная рамка для измерения температуры" по показателю "Внешние габариты (мм), (В*Ш*Г) не менее" установлено следующее требование: "2200*8500*350".
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в ЕИС 22.08.2022 г. опубликовано Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 22.08.2022 NРИ1, следующего содержания:
"Заказчик получил запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе на поставку арочных рамок для измерения температуры для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" (закупка N 0372200127622000160):
Запрос о разъяснении положений аукционной документации:
1. В описании объекта закупки указаны следующие требования:
Внешние габариты (мм), (В*Ш*Г) не менее 2200*8500*350 (допущена ошибка в габарите "ширин", 8500 мм, это 8.5 метров, нужно указать "не менее 850".
2. Возможность настройки диапазона измерений - в чем смысл данного параметра и к чему конкретно он относится? Если параметр касается датчика измерения температуры, то настройка диапазона абсолютна неуместна, т к в большинстве случаев диапазон измерения уже оптимальный и реагирует на повышенную температуру от 36 до 41 градуса.
3. 3. Код ОКПД 2 закупаемого товара:
Объектом закупки являются стационарные металлодетекторы (заказчиком указан код по ОКПД2 - 26.51.66.124). Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлены ограничения при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Металлодетекторы включены в данный перечень под другими кодами ОКПД2.
Из разъяснений Федеральной антимонопольной службы (письмо от 13 марта 2019 г. N ИА/19176/19) следует, что выбор заказчиком кода ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода. Т.е. применение или неприменение ограничений по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 зависит не от кода ОКПД, указанного в документации, а от вида закупаемого товара.
Существующая практика применения указанных ограничений также свидетельствует о том, что заказчики при проведении закупок металлодетекторов в документации о закупке используют коды ОКПД2, соответствующие кодам, приведенным в перечне радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (см., напр., закупки NN 0133100003722000022, 0119200000122008445, 0156300025922000004.
В связи с изложенным, прошу разъяснить по какой причине документация об электронном аукционе не содержит положений об установлении ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878?
Ответ:
Уважаемый участник закупки!
1. Заказчиком была допущена техническая ошибка в описании товара:
Просим читать в следующей редакции:
Внешние габариты (мм), (В*Ш*Г) не менее |
220*850*350 |
2 Заказчику требуется возможность настройки диапазона измерений. Заказчик формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, учитывая требования Федерального закона, а также Федерального закона N135 "О защите конкуренции" Требования, установленные в описание Товара удовлетворяют потребностям Заказчика.
3. Заказчиком установлен код ОКПД2: 26.51.66.124 Приборы оптического и теплового неразрушающего контроля (не относится к металлодетекторам) и под перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не подпадают:
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что приведенный пример ответа на запрос о даче разъяснений положений извещения изменяет суть положений извещения об осуществлении закупки, а именно изменяет описание товарной позиции в части требований значения ширины по показателю "внешние габариты (мм), (В*Ш*Г) не менее".
Таким образом, Комиссией УФАС, в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика, усматривается нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что при формировании извещения в рассматриваемой части была допущена техническая ошибка, а также что потребности Заказчика соответствует товарная позиция с характеристикой, указанной в вышеуказанном ответе на запрос о даче разъяснений положений извещения.
Проанализировав сведения заявок (в том числе заявку Заявителя) Комиссия УФАС пришла к выводу, что при предоставлении предложения в отношении объекта закупки участниками была учтена информация, содержащиеся в размещённом Заказчиком разъяснении положений извещения об осуществлении закупки от 22.08.2022 NРИ1 и указано спорное значение, соответствующее потребностям Заказчика.
Исходя из изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что комиссия Заказчика не имела основания для признания заявки с идентификационным номером несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона, а жалоба является необоснованной.
Учитывая участие заявителя в аукционе, снижение цены контракта по результатам определения поставщика, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки, а также существенным образом повлияли на результаты процедуры закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 43, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Григорович Л.И. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 сентября 2022 г. N 44-3044/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022