Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей:
ООО "Свод" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23203-ЭП/22 от 07.09.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию строительства внутриквартального проезда по адресу: Санкт-Петербург, поселок Металлострой, квартал 2 А, от Садовой ул. до Полевой ул. (северо-восточнее участка с кадастровым номером 78:37:0017414:3) (извещение N 0372200260022000051) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200260022000051. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 507 638, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие положения:
Уровни шкалы оценки |
Значение детализирующего показателя оценки (Признак N1) |
Количество присваиваемых баллов |
1 |
2 |
3 |
а |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки или представление предложения о качественных характеристиках объекта в виде повторения положений документации (в т.ч. Задания на проектирование) или представление предложения о качественных характеристиках объекта закупки, не соответствующего уровням шкалы оценки б, в, г, д. |
0 |
б |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки не по всем видам работ или предложение о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, но с частичным описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта, описанием мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ по нескольким видам работ, при этом описание минимум по трем видам работ представлено в полном объеме. |
25 |
в |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, но с частичным описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта, описанием мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ по нескольким видам работ, при этом описание минимум по шести видам работ представлено в полном объеме. |
50 |
г |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам работ, но с частичным описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта, описанием мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ по нескольким видам работ, при этом описание минимум по девяти видам работ представлено в полном объеме. |
75 |
д |
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта, описанием мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ. |
100 |
Перечень видов выполняемых работ, к описанию которых Заказчиком установлены требования:
- Выполнение инженерных изысканий (инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания);
- Обследование земельного участка на наличие ВОП;
- Разработка проектной документации по разделу "Пояснительная записка";
- Разработка проектной документации по разделу "Проект полосы отвода";
- Разработка проектной документации по разделу "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения";
- Разработка проектной документации по разделу "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта";
- Разработка проектной документации по разделу "Проект организации строительства";
- Разработка проектной документации по разделу "Мероприятия по охране окружающей среды";
- Разработка проектной документации по разделу "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности";
- Разработка проектной документации по разделу "Смета на строительство объектов капитального строительства";
- Проект рекультивации территории.
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
В рамках описания последовательности и детализации решений проектной документации объекта необходимо представить следующий перечень сведений: основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации (стадии "Проектная документация" и "Рабочая документация"), организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям.
В рамках детализирующего показателя оценки оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника закупки выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ) требованиям, которые изложены в извещении об электронном конкурсе (со всеми приложениями), а именно наличие в заявке участника закупки развернутого описания предложения о качестве работ, в том числе: описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ.
Оценка заявки участника по детализирующему показателю оценки "Качество работ", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки, определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ по рекомендованной форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" (Приложение N1 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе Задания на проектирование, Расчета начальной максимальной цены контракта, являющимися неотъемлемой частью приложений к извещения об электронном конкурсе.
Порядок заполнения рекомендованной формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки установлен в Разделе 1.1 Приложения N3 к извещению об электронном конкурсе (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению).
В случае если участником в графе 3 рекомендованной формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении об электронном конкурсе (со всеми приложениями), и участником не предлагается описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ ни по одному из видов (наименований) выполняемых работ, то, в соответствии со шкалой оценки участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество работ".
Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ, трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки".
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта с частичным описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся не все виды (наименования) выполняемых работ, перечень которых указан в настоящем пункте или содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, но при этом описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ представлено не в полном объеме по одному или более видам работ.
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта с описанием последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, при этом описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ, описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ представлено в полном объеме по всем видам работ.
Описание последовательности и детализации решений проектной документации объекта (основные требования выполнения инженерных изысканий, разработки проектной документации, организационно-технические мероприятия, описание лабораторных изысканий и контрольно-измерительного оборудования, использование научных подходов, полнота учета нормативно-технических требований, установленных Заданием на проектирование (Приложение N1.1 к извещению об электронном конкурсе), применяемые методы и способы выполнения работ, ведение информационной модели по разрабатываемым разделам проектной документации и выполняемым инженерным изысканиям), описание мероприятий по организации системы контроля качества на объекте выполнения работ по всем видам работ, предлагаемые участником в составе заявки, не должны противоречить извещению об электронном конкурсе (со всеми приложениями). В случае наличия противоречий с положениями извещения об электронном конкурсе (со всеми приложениями), в том числе в случае наличия ссылок на недействующие нормативно-технические и(или) нормативно-правовые документы, участнику присваивается 0 баллов по детализирующему показателю оценки "Качество работ".
При формировании Предложения о качестве участник закупки должен не повторить требования извещения об электронном конкурсе (со всеми приложениями), а раскрыть данные требования и технологические решения с учетом имеющихся у участника конкурентных качеств.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлен критерий оценки, предусмотренный п. 16 Положения "Качественные характеристики объекта закупки".
В силу пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемом случае выполнение работ по проектированию, а предметом контракта не является контракт, указанный в пункте 31 Положения, а следовательно, Порядок оценки соответствует требованиям Положения и Заказчиком правомерно установлен критерий, предусмотренный п. 16 Положения "Качественные характеристики объекта закупки".
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в документации содержится перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки позволяет прийти к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Положению, направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе не ограничивает право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, при таких данных, в отсутствие какого-либо обоснования неправомерности действий Заказчика по утверждению спорного порядка оценки, иное видение Заявителем методики оценки не свидетельствует о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Свод" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 сентября 2022 г. N 44-3083/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022