Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей по средства программы по средства программы "trueconf":
от заказчика - Демченко Р.В., Гасанов С.Я.
от ООО "Стройсервис" - Аносов А.В., Церетели О.Г.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Администрации Промышленного района города Ставрополя поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "СТРОЙСЕРВИС" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321300001121000531 "Работы по благоустройству общественного пространства на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова (Сквер у памятников "Погибшим Землякам")".
Заказчик указывает, что ООО "СТРОЙСЕРВИС" расторгло контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "СТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
По результатам проведения аукциона в электронной форме N 0321300001121000531 "Работы по благоустройству общественного пространства на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова (Сквер у памятников "Погибшим Землякам")" победителем признано ООО "СТРОЙСЕРВИС".
26.11.2022 г. между заказчиком и ООО "СТРОЙСЕРВИС" заключен контракта N 262-ЭА на выполнение "работы по благоустройству общественного пространства на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова (Сквер у памятников "Погибшим Землякам")" (реестровый номер 3263506489021000034).
Согласно п. 4.1 контракта Цена Контракта составляет в действующих ценах 23 832 571,48 (двадцать три миллиона восемьсот тридцать две тысячи пятьсот семьдесят один) рубль 48 копеек в т.ч. НДС 20 % в размере 3972095,25 рублей.
(Начальная (максимальная) цена контракта 36 109 957.20 рублей).
В соответствии с п. 1.1. и п. 1.2 контракта:
1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по благоустройству общественного пространства на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова (Сквер у памятников "Погибшим Землякам") а Заказчик оплачивает выполненные работы.
1.2. Работы выполняются Подрядчиком согласно Приложению N1 к настоящему Контракту "Локальный сметный расчет" в объеме и по видам работ, который прилагается к настоящему Контракту и является его неотъемлемой частью. Приложение определяет объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования.
Также согласно п. 1.4 контракта сроки выполнения работ: со дня заключения контракта по 01.07.2022.
В силу п. 7.3 Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
7.4. Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях
- 7.4.1. Выполненные Подрядчиком работы ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
- 7.4.2. Неоднократного нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ.
- 7.4.3. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
7.5. Подрядчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке в случае необоснованного уклонения Заказчика от принятия и (или) оплаты работ.
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона N44-ФЗ Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из решения ООО "СТРОЙСЕРВИС" об одностороннем отказе от исполнения контракта следует:
"_После заключения Контракта Подрядчик ООО "Стройсервис" сообщило о готовности к проведению работ, направило ряд обращений к Заказчику с целью согласования актуальных рабочих процессов.
Письмом N 447 от 03.12.2021 г. Подрядчик сообщил о готовности разметки территории и определения точного расположения и количества опор освещения, и просьбу направить своего представителя для согласования.
В письме N 483 от 29.12.2021 г. было сообщено о готовности проведения работ по благоустройству: демонтажные работы, планировка территории, прокладке линий электроосвещения, установке опор освещения, устройство покрытий тротуаров.
Письмом N 2 от 10.01.2022 г. Подрядчик также говорил о своей возможности приступить к планировке территории, установке опор освещения, прокладке линий наружного освещения и воздушной линии электропередачи с изолированными самонесущими проводами, а также к демонтажным работам и устройству покрытий тротуаров.
На значительное увеличение сроков выполнения работ по сравнению с календарным графиком повлияли задержка в получении от заказчика разрешения на производство работ, по форме разрешения (ордера) на производство земляных работ, связанных с нарушением внешнего благоустройства, выданного 06.12.2021 г. (письмо Заказчика N04-7531 от 06.12.2021 г.) и проектной документации (письмо Заказчика N04-7587 от 09.12.2021 г.).
Представленная заказчиком рабочая и техническая документация неоднократно корректировалась и исправлялась, что подтверждается письмами Заказчика от 13.04.2022 г. N04-2138, от 16.05.2022 г. N04-2885. письмами Подрядчика от 08.04.2022 г. N127, от 27.04.2022 г. N150. от 13.05.2022 г. N163, от 06.05.2022 г N156.
Несовершенство предоставленной заказчиком рабочей и технической документации, которая была выдана в итоговом варианте только 13.04.2022 г., то есть более чем через 4 месяца после начала производства работ по контракту, в значительной степени препятствовало, производству строительно-монтажных работ па объекте в утвержденные сроки календарного графика, также выполнение работ было затруднено затяжным выпадением большого количества осадков па протяжении весны, о приостановке работ в виду данных обстоятельств Подрядчик ООО "Стройсервис" уведомляло Заказчика письмами от 25.03.2022 г. N109 и от 06.06.2022 г. N190.
Для завершения комплекса работ по озеленению общественного пространства, по итогам производственного совещания. Подрядчиком ООО "Стройсервис" направлено в адрес Заказчика письмо от 28.06.2022 г. N207. ответ на которое па сегодняшний день не получен.
С началом специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации, начатой на Украине с целями освобождения Донецкой и Луганской народных республик, денацификации и демилитаризации Украины и введение санкций странами Европы, Северной Америки и Азии против Российской Федерации, наблюдается дефицит оборудование систем видеонаблюдения, серверов и рост их стоимости.
Заказчику в ходе производственных совещаний неоднократно предлагалось заменить устанавливаемое согласно контракту оборудование на аналогичное, имеющее улучшенные характеристики, других производителей, однако в замене категорически было отказано, настаивалось на закупке оборудования у конкретного поставщика, предусмотренного аукционной документации.
Согласно акта экспертизы N 012-01-00395 от 06 июля 2022 г. проведенной Торгово-Промышленной палатой Ставропольского края выполнение работ по благоустройству общественного пространства на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова (Сквер у памятников "Погибшим Землякам") в рамках контракта N 262-ЭА от 26 ноября 2021 г. выполнить невозможно и нецелесообразно и для продолжения работ необходима корректировка сметной документации в части цены, маркировки товаров и количества единиц.
В пункте 7.3. Контракта указано, что Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракт а в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно 19 ст. 95 Закона N44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 1 статьи 718 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Так в соответствии со статьей 719 Гражданского Кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Таким образом, на основании вышеизложенного, 01.08.2022 г. ООО "Стройсервис" принято решение об одностороннем расторжении контракта N 262-ЭА от 26 ноября 2021 г. _"
В силу ч. 20.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.08.2022 г. ООО "Стройсервис" разметило решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем на рассмотрении дела было установлено, что со стороны заказчика также было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании следующее:
"_ в ходе исполнения контракта, в период с 26.11.2021 г. по 01.07.2022 г. подрядчиком неоднократно нарушались сроки и порядок выполнения работ, предусмотренных контрактом.
По указанным фактам заказчиком были направлены письма, с требованиями об устранении выявленных недостатков и соблюдения сроков выполнения работ (прилагаются).
Вместе с тем, как следует из писем ООО "Стройсервис" в ответ на требования администрации Промышленного района города Ставрополя подрядчик гарантирует выполнение работ в срок до 01.08.2022 г.
Однако, результате действий (бездействий) ООО "Стройсервис" указанные в заключенном контракте работы в установленный срок в полном объеме исполнены не были.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются имеющимися материалами, в том числе заключением строительного контроля.
09.08.2022 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было сформировано в ЕИС и направлено в ООО "Стройсервис".
Вместе с тем, в связи с техническим сбоем в работе ЕИС указанное решение было ошибочно направлено в МБДОУ г. Фокино "Детский сад комбинированного вида "Теремок".
17.08.2022 г. по средствам системы ЕИС в администрацию промышленного района поступило решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от ООО "Стройсервис" _".
ООО "Стройсервис" исполнено часть обязательств по контракту от 26.11.2022 г., а именно в период с 26.11.2021 г. по 23.05.2022 г. были выполнены работы на сумму 4 362 356, 4 - что подтверждается отчетом результатов строительного контроля 2022 г. от ООО "Строительный дорожный контроль" (копия данного отчета приобщена к материалам дела).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
По мнению заказчика подрядчик не надлежащим образом в установленный контрактом срок исполнял условия контракта.
Вместе с тем, заказчиком на рассмотрении дела не представлено доказательств свидетельствующих о том, что Общество намеренно затягивает сроки выполнения работ по контракту.
Так, согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила комиссия:
В силу пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" со стороны ООО "Стройсервис" были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании вышеизложенного, видно ООО "Стройсервис" после заключения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела ООО "Стройсервис" предоставлены документы (переписка) с заказчиком, а также выполнено часть работ по конракту.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует доказательства, факты, документы свидетельствующие о намеренном не исполнении условий контракта со стороны ООО "Стройсервис", игнорировании требований заказчика и т.д.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Так исходя из материалов дела имеются следующие документы:
1). Отчет результатов строительного контроля 2022 г. за период с 26.11.2021 г. - 23.05.2022 г.
2). Акт экспертизы N 012-01-00395 от 06.07.2022 г. Торгово-Промышленной Ставропольского края принятое на основании заявления ООО "Стройсервис" о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы.
В заключении эксперта указано, что работы указанные в контракте N 262 -ЭА в полном объеме выполнить невозможно и нецелесообразно, для продолжения выполнения работ по вышеуказанному контракту необходима корректировка сметной документации в части цены, маркировки товаров и количества единиц.
3). Также имеется факт подачи искового заявления Администрацией Промышленного района города Ставрополя о взыскании неустойки (штрафа) по муниципальному контракту.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "Стройсервис", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "Стройсервис" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Стройсервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Стройсервис" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 сентября 2022 г. N 026/10/104-1659/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022