Резолютивная часть объявлена 12.09.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 13.09.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей уполномоченного органа - Комитета по финансам администрации городского округа "Город Калининград": Н.А. Чебан (по доверенности), Т.И. Михалевой (по доверенности);
в отсутствие представителей заказчика - Комитета по образованию администрации городского округа "Город Калининград", уведомленного надлежащим образом о времени и дате заседания Комиссии,
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Зеро-Мед", уведомленного надлежащим образом о времени и дате заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи плагина "TrueConf" жалобу (вх. N 6901/22 от 06.09.2022) ООО "Зеро-Мед" на действия уполномоченного органа - Комитета по финансам Администрации городского округа "Город Калининград" при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является средства дезинфекционные (извещение N 0335300000222000479) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.09.2022 поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа по отклонению заявки.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что заявка на участие в Аукционе незаконно отклонена комиссией Уполномоченного органа.
Бенефициаром является Заказчик, получающий денежную сумму по гарантии, в случае если принципал не выполнит перед ним свои обязательства. В данной закупке Заказчиком является Комитет по образованию администрации городского округа "Город Калининград", что и указано в представленной независимой гарантии N 2231950 от 29.08.2022.
Заявитель считает, что представленная им независимая гарантия N 2231950 от 29.08.2022 соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 представленной независимой гарантии "в случае уклонения или отказа Принципиала заключить контракт с Бенефициаром и непредоставления/предоставления с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта обеспечения исполнения указанного контракта Бенефициар вправе представлять Гаранту на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по Гарантии в размере суммы Гарантии".
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы Заявителя и пояснили, что комиссией не допущено каких-либо нарушений положений Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
Заказчиком не представлено пояснений по сути жалобы.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
22.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона N 0335300000222000479 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 274 645,64 рублей.
В соответствии с пунктом 2 постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 24.12.2013 N 2020 "Об осуществлении полномочий заказчиков, возложении полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг и утверждении Порядка взаимодействия в целях закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа "Город Калининград" (в ред. от 15.02.2022 N77) (далее - Постановление N2020) уполномоченный орган - комитет по финансам администрации городского округа "Город Калининград" наделён полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и заказчиков муниципального уровня при проведении конкурсов и аукционов, за исключением полномочий на обоснование закупок, определение условий гражданско-правового договора, в том числе муниципального контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.
Уполномоченный орган осуществляет определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании заявок на осуществление закупок заказчиков в пределах полномочий, указанных в п.2.2 порядка взаимодействия муниципальных заказчиков и заказчиков муниципального уровня с уполномоченным органом при осуществлении последним полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденных Постановлением N 12020.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Законодательством Российской Федерации к участникам закупок в равной мере предъявлено обязательное требование об обеспечении заявок на участие в закупках.
В разделе "Обеспечение заявки" извещения об осуществлении закупки указано следующее: "В соответствии со ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов: 1) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством РФ (далее - специальный счет); подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки на участие в закупке; 2) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ. Независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать информацию и условия, предусмотренные ч.2 и ч.3 ст.45 Федерального закона N 44-ФЗ (БЕНЕФИЦИАРОМ УКАЗЫВАЕТСЯ КОМИТЕТ ПО ФИНАНСАМ АДМИНИСТРАЦИИ ГО "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"). Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. Независимая гарантия должна соответствовать дополнительным требованиям, утв. постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005) независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", лица, имеющего право действовать от имени гаранта, на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом, в том числе следующего требования: права заказчика в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 01.09.2022 N 0335300000222000479 заявка Заявителя с идентификационным номером 112517224 признана комиссией Уполномоченного органа несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, Законом о контрактной системе со следующим обоснованием:
"П.7 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ: заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных ч. 6 ст.45 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст.45 Федерального закона N 44-ФЗ основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки. Независимая гарантия N 2231950 от 29.08.2022, представленная участником закупки, не соответствует требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, а именно:
1) неверно указан бенефициар - комитет по образованию городского округа "Город Калининград" вместо комитета по финансам администрации городского округа "Город Калининград";
2) в независимой гарантии не закреплено право бенефициара в случае, предусмотренном п. 7 ч. 10 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки (дополнительные требования к независимой гарантии, утверждены постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")".
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией установлено, что в составе заявки с идентификационным номером 112517224 представлена независимая гарантия N 2231950 от 29.08.2022, представленная участником закупки в качестве обеспечения заявки, в которой бенефициаром является Комитет по образованию администрации ГО "Город Калининград" (Заказчик) вместо Комитета по финансам администрации ГО "Город Калининград" (Уполномоченный орган), что не соответствует требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении Аукциона.
С учетом системного толкования положений Закона о контрактной системе, в случае выявления в соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе несоответствий независимой гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, Комиссия признает наличие у комиссии Уполномоченного органа права на рассмотрение вопроса об отклонении заявки с идентификационным номером 112517224, поскольку законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено в равной степени требование об обеспечении заявок, в рассматриваемом случае участник, подавший заявку с идентификационным номером 112517224, является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки.
К данному выводу Комиссия приходит, в том числе, учитывая позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме от 19.10.2016 N Д28и-2867, согласно которой, в случае если на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение возлагаются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то такой орган, учреждение выступают бенефициаром по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки.
Кроме того, в пункте 4 независимой гарантии N 2231950 от 29.08.2022 определено: "в случае уклонения или отказа Принципиала заключить Контракт с Бенефициаром и предоставления/предоставления с нарушением условий, установленных Законом, до заключения Контракта обеспечения исполнения указанного Контракта Бенефициар вправе представлять Гаранту на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по Гарантии в размере суммы Гарантии", что не соответствует дополнительным требованиям к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установленным постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что решение комиссии Уполномоченного органа о несоответствии представленной Заявителем независимой гарантии требованиям извещения о проведении Аукциона является обоснованным, соответственно, принятое решение об отклонении заявки на участие в Аукционе по пункту 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе также является обоснованным, у комиссии Уполномоченного органа отсутствовали основания для принятия решения о соответствии заявки с идентификационным номером 112517224 требованиям извещения о проведении закупки.
На основании изложенного довод Заявителя о незаконном отклонении заявки на участие в Аукционе является несостоятельным, жалоба необоснованной.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Зеро-Мед" необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 13 сентября 2022 г. N 039/06/45-790/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2022