Резолютивная часть объявлена 12.09.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 15.09.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
В.И. Прудникова - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заявителя - ООО "Торговый дом "Гермес": Г.С. Нагорняк (по доверенности);
заказчика - ГБУЗ КО "Городская больница N 3": М.Ю. Лычика (по доверенности), Н.П. Архиповой (по доверенности);
уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.В. Лигостаева (по доверенности); Е.Л. Якимовой (по доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу (вх. N 6871/22 от 05.09.2022) ООО "Торговый дом "Гермес" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ КО "Городская больница N 3" при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка медицинских изделий (Система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0335200014922002476) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 05.09.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, извещение о проведении Аукциона составлено с нарушениями требований Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а именно:
- в описании объекта закупки электронного аукциона N 0335200014922002476 необоснованно установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- в извещении и описании объекта закупки не установлена ссылка на позицию КТРУ, которой соответствует закупаемый товар.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает жалобу необоснованной по следующему основанию.
Согласно сведениям, полученным из Единой информационной системы, позиция КТРУ 26.60.12.132-00000033 - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, включена в каталог 24.08.2022 12:57, а обязательна к применению Заказчиком с 01.01.2023 на бессрочный период. В соответствии с пунктом 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила), Заказчик вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения. Следовательно, применение позиции, включенной в КТРУ, но на дату размещения извещения об осуществлении закупки, являющейся необязательной к применению - право заказчика, но не обязанность. Данную позицию КТРУ Заказчик обязан применять при размещении извещения об осуществлении закупки начиная с 01.01.2023.
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также стоит отметить, что Заказчиком не выбраны позиции КТРУ, содержащиеся в ЕИС (в том числе и 26.60.12.132-00000033), так как в них не содержатся необходимые эксплуатационные характеристики оборудования.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии с доводом жалобы Заявителя не согласились, полагают, что действия Заказчика при описании объекта закупки соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
30.08.2022 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении совместного аукциона N 0335200014922002476 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 000 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Объектом рассматриваемого Аукциона является поставка медицинских изделий (Система ультразвуковой визуализации универсальная), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлены: ограничение и условия допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; ограничение допуска в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно извещению о проведении Аукциона при описании объекта закупки Заказчиком определен код ОКПД2: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования".
Указанный код ОКПД 2 корреспондируется с одноименной позицией каталога товаров работ и услуг 26.60.12.132-00000033.
Заказчиком Комиссии представлены письменные пояснения (вх. N 6976 от 08.09.2022), согласно которым "Заказчиком не выбраны позиции КТРУ (в том числе и 26.60.12.132-00000033), так как в них не содержатся необходимые эксплуатационные характеристики оборудования, являющиеся важными для Заказчика, а именно:
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не отражает класс ультразвуковой системы по ГОСТ 56331- 2014 (высокий класс) или ГОСТ 56327-2014 (экспертный класс). Таким образом Заказчику может быть поставлен аппарат, не соответствующий необходимому уровню,
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не содержит данных об основных технических характеристиках аппарата ультразвукового сканирования, таких, как динамический диапазон, частота кадров (быстродействие) системы, количество приемо-передающих каналов процессинга, частотный диапазон системы, максимальные скорости в различных режимах сканирования. Данные параметры непосредственно отражают функциональные возможности и критически влияют на качество изображения. Таким образом, согласно КТРУ 26.60.12.132- 00000033 может быть поставлена совершенно любая ультразвуковая система, даже самая низкокачественная, удовлетворяющая лишь немногочисленным базовым требованиям.
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не специфицирует тип конструкционного исполнения сканера - передвижной или переносной, что идет вразрез с ГОСТ 56327-2014 п.5.2, где указаны следующие варианты конструктивного исполнения - "передвижные", "переносные". Так, например, если Заказчику требуется именно стационарная передвижная ультразвуковая система, то КТРУ 26.60.12.132-00000033 позволит поставить переносное оборудование, уступающее по возможностям полноценным стационарным сканерам.
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не включает в себя возможность дооснащения сканера дополнительным оборудованием - видеопринтером и источником бесперебойного питания (пункт ТХ 6.2), необходимым для корректной работы системы и защиты ее от поломок
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не предъявляет требований к ультразвуковым датчикам, тогда как, технические характеристики каждого датчика являются основополагающими параметрами визуализации: диапазон рабочих частот, радиус кривизны поверхности датчика и угол сканирования, количество элементов, глубина проникновения, продольная и поперечная разрешающая способности Спецификация данных параметров для каждого датчика обязательна с клинической точки зрения.
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не учитывает возможности программного обеспечения современных ультразвуковых систем для расширения возможностей базовых режимов сканирования.
КТРУ 26.60.12.132-00000033 не специфицирует такие базовые параметры сканера, как размер основного и сенсорного экранов, их разрешения. А также габаритные размеры сканера, потребляемая мощность и необходимое напряжение сети. Данные параметры технических характеристик необходимы для обеспечения качественного отображения диагностической информации и корректной работы системы".
Изучив указанную Заявителем позицию КТРУ: 26.60.12.132-00000033 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети", Комиссия установила, что на дату размещения извещения о проведении Аукциона (30.08.2022) позиция КТРУ в ЕИС содержала версию позиции КТРУ 26.60.12.132-00000033 от 24.08.2022 с указанием даты начала обязательного применения 01.01.2023 и даты окончания применения позиции каталога "бессрочно"; в отношении версии позиции КТРУ 26.60.12.132-00000033 от 15.03.2022 указан статус "Недействительно".
Учитывая, что на дату размещения извещения о проведении Аукциона позиция КТРУ 26.60.12.132-00000033 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" от 24.08.2022 являлась необязательной для применения заказчиками при описании объекта закупки, статус версии данной позиция КТРУ от 15.03.2022 - "Недействительно", а также, что позиция КТРУ 26.60.12.132-00000033 не содержит необходимые Заказчику эксплуатационные характеристики оборудования, Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки Заказчиком не нарушены положения Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом "Гермес" необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
В.И. Прудникова
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 сентября 2022 г. N 039/06/23-782/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022