Резолютивная часть объявлена 12.09.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 15.09.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
В.И. Прудникова - старший специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - ООО "Техноимпорт": Е.Н. Старотиторова (по доверенности);
заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница": А.М. Корнеевой (по доверенности); С.Н. Сидоренко (по доверенности); А.В. Крук (по доверенности); Н.В. Богдановой (по доверенности); Н.Ю. Белоножкиной (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.В. Лигостаева (по доверенности); Е.Л. Якимовой (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "Техноимпорт" (вх. N 6900/22 от 06.09.2022) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (кровать больничная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (извещение N 0335200014922002449) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.09.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, пунктами 10.2, 4.1, 4.4, 9, 9.1, 9.2, 9.3, 13.9, 13.10, 15.5, 15.6, приложения к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки (техническое задание)" установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки, которые являются избыточными и ограничивающими конкуренцию, а также исключают возможность поставки товара российского производства. Указанные действия Заказчика нарушают требования статьи 8, 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Заказчик на запрос разъяснений положений Заявителя от 01.09.2022 разместил ответ, который не содержит ответов на поставленные Заявителем вопросы, что нарушает положения части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение поддерживает позицию Заказчика, считает доводы жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
26.08.2022 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335200014922002449 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 631 910,00 рублей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Приложением к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки (техническое задание)" установлены, в том числе следующие технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара:
Наименование объекта закупки |
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки* |
Ед. изм. |
Количество товара |
|||||
N п/п |
Наименование показателей |
Значение показателей |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик |
|||||
Кровать больничная |
|
штука |
74 |
|||||
4.1 |
Длина внешняя включает диапазон, мм |
От 2140 до 2150 |
Возможность использования в палатах с ограниченным пространством |
|||||
4.4 |
Ширина внешняя включает диапазон, мм |
От 940 до 990 |
Возможность использования в палатах с ограниченным пространством |
|||||
9 |
Длина подвижной спинной секции ложа включает диапазон, мм |
от 700 до 710 |
Удобство расположения на кровати пациентам с любым ростом. |
|||||
9.1 |
Длина неподвижной тазовой секции ложа включает диапазон, мм |
от 160 до 170 |
Удобство расположения на кровати пациентам с любым ростом. |
|||||
9.2 |
Длина подвижной бедренной секции ложа включает диапазон, мм |
от 290 до 300 |
Удобство расположения на кровати пациентам с любым ростом. |
|||||
9.3 |
Длина подвижной голеностопной секции ложа включает диапазон, мм |
от 600 до 610 |
Удобство расположения на кровати пациентам с любым ростом. |
|||||
10.2 |
Материал держателей матраса: нержавеющая сталь |
Наличие |
Для обеспечения долговечности оборудования при длительной эксплуатации; упрощение процесса дезобработки |
|||||
13.9 |
Нижний предел регулировки высоты ложа включает диапазон, мм |
от 350 до 355 |
Для повышения функциональности оборудования; для комфортного вставания и посадки пациента на ложе кровати. |
|||||
13.10 |
Верхний предел регулировки высоты ложа включает диапазон, мм |
от 665 до 670 |
Для повышения функциональности оборудования; широкий диапазон регулировки положения кровати для комфортной работы и манипуляции медперсонала с пациентом |
|||||
15.5 |
Высота боковых ограждений, мм
|
Не менее 350 |
Предотвращение падения пациента во время сна или при транспортировке внутри больничного корпуса |
|||||
15.6 |
Длина боковых ограждений в сложенном состоянии, мм |
Не менее 1350 |
Для повышения функциональности оборудования и для комфорта пользования |
* В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145), ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в целях обеспечения соответствия закупаемого товара индивидуальным потребностям заказчика и отсутствием в соответствующем разделе позиций каталога товаров, работ, услуг "описания товара" характеристик товара, в описании объекта закупки заказчиком использовались потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с общедоступной информацией размещенной в телекоммуникационной сети "Интернет".
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требованиям приложения к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки (техническое задание)" соответствуют товары двух производителей, а именно кровать функциональная медицинская электрическая BLC 2414 К-11 производителя - "Хэбэй Пукан Медикал Инструментс КО., Лтд." (Китайская Народная Республика) и кровать медицинская электрическая функциональная модульной конструкции ScanAfia серии X вариант исполнения ScanAfia X ТК производителя - "Лойер Ой" (Финляндия).
Комиссией установлено, что Заказчиком в рамках получения ценовой информации 15.06.2022 в ЕИС размещен запрос ценовой информации, на который поступило 3 (три) коммерческих предложения с предложением к поставке следующих товаров:
- коммерческое предложение N 1 (вх. N 521 от 16.06.2022 года): кровать функциональная медицинская электрическая BLC 2414 К-11 производителя - "Хэбэй Пукан Медикал Инструментс КО., Лтд.", страна производства - Китайская Народная Республика;
- коммерческое предложение N 2 (вх. N 522 от 16.06.2022 года): кровать медицинская электрическая функциональная модульной конструкции ScanAfia серии X вариант исполнения ScanAfia X ТК производителя - "Лойер Ой", страна производства - Финляндия.
- коммерческое предложение N 3 (вх. N 523 от 16.06.2022 года): кровать функциональная медицинская электрическая BLC 2414 К-11 производителя - "Хэбэй Пукан Медикал Инструментс КО., Лтд.", страна производства - Китайская Народная Республика.
Таким образом, требованиям приложения "Описание объекта закупки (техническое задание)" извещения о проведении Аукциона соответствуют товары двух производителей: кровать функциональная медицинская электрическая BLC 2414 К-11 производителя - "Хэбэй Пукан Медикал Инструментс КО., Лтд.", страна производства - Китайская Народная Республика и кровать медицинская электрическая функциональная модульной конструкции ScanAfia серии X вариант исполнения ScanAfia X ТК производителя - "Лойер Ой", страна производства - Финляндия.
Также представитель Заказчика пояснил, что технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара - кровать больничная установлены на основании потребности Заказчика.
Относительно доводов жалобы Заявителя о том, что такие характеристики как длина, ширина внешняя, длина подвижной спинной секции ложа, длина неподвижной тазовой секции ложа, длина подвижной бедренной секции ложа, длина подвижной голеностопной секции ложа являются избыточными и ограничивающими конкуренцию, Заказчик пояснил следующее. Вышеуказанные характеристики габаритных размеров кровати влияют на эргономичность расположения в помещении, что может создавать дополнительные трудности при повседневной работе персонала с пациентами, так и при перемещении дополнительного оборудования. Относительно такой характеристики товара как материал держателей матраса - нержавеющая сталь Заказчик пояснил, что нержавеющая сталь обладает высоким сопротивлением коррозии, прочностью и долговечностью, стойкостью к окислению при высоких температурах, а также гигиеничностью, в отличие от пластика, который в свою очередь имеет свойства желтеть, крошиться, что снижает срок эксплуатации оборудования.
Представитель Заказчика также пояснил, что изменение диапазона таких характеристик товара как нижний и верхний предел регулировки высоты ложа, как предлагает в жалобе Заявитель, является неприемлемым для Заказчика, поскольку установление заданных показателей обусловлено удобством пациентов при спуске с кровати и подъеме на кровать.
Установление таких характеристик товара как высота и длина боковых ограждений обусловлено исключением случаев падения и травмирования пациентов, поскольку закупаемое медицинское изделие предназначено для пациентов с глубоким неврологическим дефицитом, сопровождающимся атаксичностью (шаткостью) походки, головокружением и нарушением координации движений.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении Аукциона, пояснения Заявителя и Заказчика, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
При этом как следует из положений Закона о контрактной системе, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заявленные требования к поставке кроватей больничных для нужд Заказчика установлены исходя из обоснованной потребности Заказчика и необходимы для качественного осуществления Заказчиком обязанностей в сфере своей профессиональной деятельности.
Как установлено Комиссией Заказчиком в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), в извещении об осуществлении закупки указаны дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции КТРУ 32.50.50.190-00002314 "Кровать больничная".
При этом, в соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ приложение к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки (техническое задание)" содержит обоснование необходимости использования такой информации.
Комиссия отмечает, что потребностью заказчика является поставка товара, в связи с чем участником закупки может выступать любое заинтересованное лицо: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком товаров, работ и услуг. Тогда как отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Кроме того, согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
При этом, каких-либо доказательств того, что описание объекта закупки, направлено на закупку товара у определенного поставщика и ограничение участия в закупке иных участников, а также доказательств невозможности приобретения Заявителем товаров производителей, соответствующих требованиям приложения к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки (техническое задание)", Заявителем представлено не было.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в Аукционе в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого Заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции Заказчиком.
Кроме того, Комиссия отмечает, что требование о необходимости формирования заказчиком технических, функциональных и качественных характеристики, эксплуатационных характеристики товара при описании объекта закупки исходя из возможности поставки товаров российского производства Законом о контрактной системе не установлено.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0335200014922002449 от 06.09.2022 заявки участников с идентификационными номерами 112557322, 112549018 признаны комиссией Уполномоченного учреждения соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона. Как установлено Комиссией заявки указанных участников содержали предложения о поставке товаров двух различных производителей, а именно производителя - "Хэбэй Пукан Медикал Инструментс КО., Лтд." (Китайская Народная Республика) и производителя - "Лойер Ой" (Финляндия).
В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, а также отсутствие в рассматриваемом случае доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что описание объекта закупки сформировано с нарушением требований Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Относительно довода жалобы Заявителя о том, что Заказчик на запрос разъяснений положений Заявителя от 01.09.2022 разместил ответ, который не содержит ответов на поставленные Заявителем вопросы, Комиссия отмечает следующее.
Как установлено частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
01.09.2022 в 19:06 Заказчиком в ЕИС размещен ответ на запрос разъяснений положений извещения о проведении Аукциона.
Как пояснил представитель Заказчика, Заказчик в силу требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе обязан разместить в ЕИС разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, а не разъяснение своих потребностей, как указывает Заявитель в запросе на разъяснение положений извещения о проведении Аукциона.
Комиссия, проанализировав запрос на разъяснения положений извещения о проведении Аукциона и представленный Заказчиком на указанный запрос ответ, приходит к выводу, что Заказчиком размещено в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос, которое не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Техноимпорт" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.Н. Хлусова
В.И. Прудникова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 сентября 2022 г. N 039/06/33-785/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022