Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Воронина К.Ф. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии:
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Калинина А.А. - специалист I разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер" Гавриловой С.А., Копчик Н.А., Разаковой Н.Р., генерального директора ООО "Юфорт" Васильченко В.И.,
рассмотрев обращение ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер" о включении сведений в отношении ООО "Юфорт" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт кровли здания ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер", расположенного по адресу: город Мурманск, улица Адмирала флота Лобова, дом 14" (реестровый номер контракта 2519011131522000022, реестровый номер закупки 0149200002322000346, ИКЗ 222519011131551900100100080024391243), в соответствии со статьёй 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
05.09.2022 в Мурманское УФАС России поступило обращение Учреждения о включении сведений в отношении ООО "Юфорт" (ИНН 5190911760, КПП 519001001, 183053, г. Мурманск, пр. Бабикова 2-48, генеральный директор: Васильченко Виталий Иванович, ИНН 519014770180) в реестр недобросовестных поставщиков.
Обращение о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
28.03.2022 между ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер" и ООО "Юфорт" заключен контракт на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт кровли здания ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер", расположенного по адресу: город Мурманск, улица Адмирала флота Лобова, дом 14".
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 9.2.2.1.2. контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона, Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе:
1) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (статья 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) если подрядчик не исполнит в назначенный срок требование заказчика об устранении недостатков (статья 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
3) если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (статья 723 Гражданского кодекса Российской Федерации);
4) при нарушении подрядчиком начального и конечного сроков выполнения работ, а также сроков завершения отдельных этапов работы (промежуточных сроков) (статьи 405, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации);
5) при существенном нарушении подрядчиком контракта (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Юфорт" своих обязательств, 22.08.2022 Заказчик, принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Принятое решение 22.08.2022 Учреждение разместило в ЕИС.
02.09.2022 Учреждение посчитало датой вступления в силу принятого решения и расторгло контракт с Обществом.
Обращение Заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков направлено в адрес Мурманского УФАС России 05.09.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, объективно учитывая все обстоятельства дела.
Как было отмечено ранее, 28.03.2022 между ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер" и ООО "Юфорт" заключен контракт на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт кровли здания ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер", расположенного по адресу: город Мурманск, улица Адмирала флота Лобова, дом 14".
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по объекту: "Капитальный ремонт кровли здания ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер", расположенного по адресу: город Мурманск, улица Адмирала флота Лобова, дом 14" в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом и приложениями, являющимися неотъемлемой частью контракта.
Работы выполняются в один этап, согласно календарному графику выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему контракту).
Начало выполнения работ: не ранее 10.05.2022 г.
Окончание выполнения работ: в течении 50 рабочих дней, но не позднее 22.07.2022 года (пункт 3.1 контракта).
28.03.2022 объект передан ООО Юфорт".
После того, как Общество приступило к выполнению работ по Контракту были выявлены препятствия для выполнения работ, предусмотренных Контрактом - наличие на кровле здания действующего вентиляционного оборудования.
Для выполнения работ по Контракту необходимо было выполнить демонтаж указанного оборудования, однако, данный вид работ не был учтен Контрактом.
16.06.2022 о данных обстоятельствах Общество уведомило Заказчика и приостановило работы.
17.06.2022 Заказчиком составлен акт осмотра кровли, в котором Заказчик подтвердил наличие действующего вентиляционного оборудования и необходимость выполнения дополнительных, неучтенных Контрактом работ. В акте Заказчик предложил Обществу предоставить стоимость выполнения дополнительных работ.
08.07.2022 Заказчиком подготовлена и утверждена ведомость объемов дополнительных работ.
08.07.2022 между Заказчиком и Обществом подписано дополнительное соглашение N1 к Контракту на увеличение объемов работ и цены Контракта.
19.07.2022 Общество выполнило дополнительные работы, о чем Заказчик был уведомлен письмом от 19.07.2022.
Соответственно, препятствия, послужившие приостановлению работ по Контракту, были устранены только 19.07.2022, после чего Общество смогло приступить к выполнению Контракта.
Следует отметить, что дополнительные работы были выполнены 19.07.2022, при этом срок окончания работ по контракту 22.07.2022 года.
Заказчик на заседании Комиссии Мурманского УФАС не смог пояснить по какой причине Учреждению не было известно о наличии вентиляционного оборудования на крыше здания.
Представить Заказчика указывал лишь на то, что Общество в случае если бы произвело осмотр объекта сразу после заключения контракта могло бы заблаговременно установить необходимость выполнения работ, не учтенных в контракте.
С момента заключения контракта и до составления акт осмотра кровли 17.07.2022 года Заказчик ход исполнения контракта не контролировал, письма в адрес Подрядчика не направлял, заинтересованности не проявлял.
Кроме того, Комиссия Мурманского УФАС установила, что работы по контракту выполнялись согласно разработанной проектной документации. В случае выявления Заказчиком дополнительных работ, эти работы должны были быть включены в проект. Изменения в проект внесены не были, что является нарушением градостроительных норм.
19.07.2022 ООО "Юфорт" приступило к выполнению работ, предусмотренных контрактом. Однако, при выполнении работ Обществом были выявлены очередные препятствия в выполнении работ - в существующем "пироге" кровли присутствует армированная асфальтобетонная стяжка, демонтаж которой не предусмотрен Контрактом. Кроме этого, Обществом было выявлено отсутствие в смете работ по обустройству нижнего слоя гидроизоляции по плите покрытия, что может привести к протечкам кровли во время проведения работ.
Вышеуказанным письмом Общество уведомило Заказчика о приостановлении работ с 19.07.2022 до принятия решения по устройству гидроизоляции по плите перекрытия.
Письмом N 4229 от 22 07.2022 Заказчик отказал в приостановлении выполнении работ по Контракту, отказался включить в Контракт вышеуказанные дополнительные работы.
Общество приступило к выполнению непредусмотренных Контрактом, но необходимых для достижения конечного результата по Контракту, работам, что в свою очередь повлияло на сроки выполнения работ в сторону их увеличения. Общество за свой счет выполнило демонтаж асфальтобетонной стяжки, гидроизоляцию.
В последующем, в процессе выполнения работ Общество сообщало Заказчику о кратковременном приостановлении выполнения работ в связи с неблагоприятными погодными условиями (проливные дожди), поскольку выполнение работ в таких условиях могло привести к значительным залитиям помещений и подтоплениям, а также повлиять на качество выполняемых работ. В частности, приостановка работ имела место быть 28.07.2022, 07.08.2022, 11.08.2022.
Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением N 1078, предусмотрено, что Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Мурманского УФАС проанализировав обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что срок выполнения работ по контракту был использован ООО "Юфорт" для выполнения дополнительных работ, не включённых в контракт.
В действиях ООО "Юфорт" не усматривается признаков недобросовестного поведения.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078 Комиссия,
РЕШИЛА:
Отказать ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер" во включении сведений в отношении ООО "Юфорт" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт кровли здания ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер", расположенного по адресу: город Мурманск, улица Адмирала флота Лобова, дом 14" (реестровый номер контракта 2519011131522000022, реестровый номер закупки 0149200002322000346, ИКЗ 222519011131551900100100080024391243).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.А. Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 9 сентября 2022 г. N 051/06/104-516/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2022