Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Воронина К.Ф. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии:
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Калинина А.А. - специалист I разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенностям:
Мурманского муниципального бюджетного учреждения "Управление дорожного хозяйства" - Королёва Е.А., Рябцева А.А.,
Общество с ограниченной ответственностью "Северстрой" - Новолоцкая Т.В.,
рассмотрев обращение Мурманского муниципального бюджетного учреждения "Управление дорожного хозяйства" (далее - Учреждение, Заказчик, ММБУ "УДХ") о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Северстрой" (далее - ООО "Северстрой", Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
06.09.2022 г. в Мурманское УФАС России поступило обращение ММБУ "УДХ" о включении сведений в отношении ООО "Северстрой" (183050, Мурманская обл., г Мурманск, пер. Якорный, д. 14, помещ. 2А/1-15, ИНН 5190148450, ОГРН 1065190062761, генеральный директор: Кинк Петр Эльмарович, ИНН 519010124072) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением Общества от заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Мурманске (реестровый номер извещения 0149200002322004551).
Обращение о включении сведений в отношении ООО "Северстрой" в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 13 сентября 2022 г.
Изучив представленные документы и заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
ММБУ "УДХ" 12.08.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) разместило извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Мурманске.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 92 894 577,60 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 25.08.2022 г. победителем электронного аукциона признано ООО "Северстрой" (идентификационный номер заявки 97), предложивший наименьшую цену контракта в размере 43 606 581,33 руб. 26.08.2022 г. Заказчик направил Обществу проект контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе соответствующего протокола заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Регламентированный срок подписания контракта поставщиком - до 02.09.2022 г., включительно.
В крайний день подписания, а именно 02.09.2022 г., Общество разместило протокол разногласий.
Заказчик был обязан подписать Контракт не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки протокола о разногласии, в соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Учреждение подписало усиленной электронной подписью Контракт 03.09.2022 г.
ООО "Северстрой", действуя по части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, было обязано подписать проект Контракт 05.09.2022 г. Однако в установленный срок проект Контракта Обществом не был подписан.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
06.09.2022 г. Заказчик составил и разместил в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Обращение Заказчика о включении сведений в отношении ООО "Северстрой" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в адрес Мурманского УФАС в установленный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе срок, а именно 06.09.2022 г.
В действиях Заказчика по признанию ООО "Северстрой" уклонившимся от заключения контракта и направлению сведений в отношении Общества в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении сведений в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, объективно учитывая все обстоятельства дела.
Как было указано ранее, ООО "Северстрой" стало победителем электронного аукциона N 0149200002322004551 выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Мурманске.
Комиссия установила, что в протоколе об уклонении участника закупки от заключения контракта указано, что Общество было признано уклонившимся от подписания контракта вследствие невыполнение участником закупки требований ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ: не направление заказчику в сроки проекта контракта, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени победителя закупки.
Как было сказано выше, в крайний день подписания Контракта, 02.08.2022 г., Общество разместило протокол разногласий, что послужило продлению срока для получения независимой гарантии.
Исходя из полученных материалов от ООО "Северстрой", Общество подавало заявки более чем в десять банков на сумму 20 901 279, 96 руб. При этом все банки отвечали Обществу отказом.
Все действия, которые совершало Общество по заключению, Комиссия рассматривает как формальные, но недостаточные для того, чтобы доказать добросовестность организации.
ООО "Северстрой" во время проведения аукциона сильно занизило цену контракта. Размер обеспечения контракта, который был изначально указан Заказчиком, практически тождественен сумме заключаемого Контракта.
Также одновременно с подачей заявок на выдачу независимой гарантии на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Мурманске (реестровый номер извещения 0149200002322004551) Общество запрашивало у банков предоставление обеспечения других контрактов на большие суммы.
Выше указанные действия ООО "Северстрой" являются совершенно иррациональными для участника закупок, который практикуется на данном рынке на протяжении нескольких лет.
При значительном демпинге цены контракта Общество не представило на заседании какие-либо документы и расчеты об экономической возможности снизить цену и работать не в убыток, что дополнительно свидетельствует о нежелании участника закупки исполнять Контракт по низкой цене.
Также Общество не сообщало о сложившийся ситуации Заказчику и не просило подождать с протоколом об уклонении до устранения неполадок.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе регламентировано, что, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
ООО "Северстрой" снизило цену чуть более чем на пятьдесят процентов от начальной (максимальной) цены. Однако Общество подавало заявки в банки на сумму независимой гарантии в 20 901 279, 96 руб., что не соответствует полуторному обеспечению в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных п. 14 Правил Постановления N 1078 для отказа во включении информации о поставщике в реестр, не установлено.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Северстрой" не представило информацию о добросовестном поведении Общества, так как его действия не доказывают желание исполнить Контракт, кроме нецелесообразной подачи заявок в банки на предоставление независимой гарантии.
Таким образом, Комиссия установила, что сведения в отношении ООО "Северстрой" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ММБУ "УДХ" об ООО "Северстрой" (183050, Мурманская обл., г Мурманск, пер. Якорный, д. 14, помещ. 2А/1-15, ИНН 5190148450, ОГРН 1065190062761, генеральный директор: Кинк Петр Эльмарович, ИНН 519010124072) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года в связи с уклонением Общества от заключения контракта (N0149200002322004551) на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Мурманске (идентификационный код закупки 223519091812351900100103130014211244).
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Северстрой" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.А. Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 сентября 2022 г. N 051/06/104-520/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022