В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх. N 013239 от 01.09.2022 г.) на основании уведомления (исх.N 009976-22 от 02.09.2022) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ФКУ "управление Федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Волосница на км 520+541 автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар - Ола - Киров - Сыктывкар, Республика Коми" (ивз.N 0315100000322000086).
Продолжительность проверки: с 06.09.2022 г. по 06.09.2022 г.
Проверка проведена Комиссией в составе:
Председатель Комиссии - Белова А.Н., заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
- Журавлев М.А., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Шварев Р.А., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Волосница на км 520+541 автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар - Ола - Киров - Сыктывкар, Республика Коми" (ивз.N 0315100000322000086).
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению N 0315100000322000086 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Волосница на км 520+541 автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар - Ола - Киров - Сыктывкар, Республика Коми".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.08.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 251 303 855,69 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 31.08.2022 г.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о закупках электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 8, 9, 10, 17 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
- начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о закупках, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о закупках, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
- размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
- размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со ст. 96 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 96 Закона о закупках в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 - 6.2-1 ст. 96 Закона о закупках. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном ч. 6.2 ст. 96 Закона о закупках при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п. 1 части 1 ст. 30 Закона о закупках), уменьшенной на размер такого аванса.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о закупках в контракт включаются обязательные условия:
- о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о закупках, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст. 96 Закона о закупках требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о закупках, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В силу п. 3 ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о закупках, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о закупках.
Согласно ч. 30 ст. 34 Закона о закупках если заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о закупках установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона о закупках. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 96 Закона о закупках размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный ст. 103 Закона о закупках. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о закупках контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.
В силу ч. 7.3 ст. 96 Закона о закупках предусмотренное ч. 7 и 7.1 ст. 96 Закона о закупках уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) либо в объеме, превышающем выплаченный аванс (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
1. Согласно извещению о проведении закупки, а также п. 10 соответствующего приложения к извещению, Заказчиком установлен размер аванса в размере 50 %, при этом при исполнении государственного контракта применяется казначейское сопровождение авансовых платежей. Также в п. 1 раздела 8 приложения к контракту размер обеспечения контракта составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта. Между тем, в указанном пункте также указано следующее: в соответствии с законодательством Российской Федерации если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса.
При этом, согласно п. 4.15 проекта контракта, обеспечение исполнения настоящего Контракта составляет 10% (в случаях, предусмотренных статьей 37 Федерального закона N 44-ФЗ увеличенное в 1,5 раза) от начальной (максимальной) цены Контракта, уменьшенной на размер аванса, соответствующие п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона о закупках.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что при казначейском сопровождении авансовых платежей требование об обеспечении исполнении контракта должно быть установлено в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона о закупках. Казначейское сопровождение и обеспечение исполнения контракта являются инструментами, имеющими общую цель - защиту интересов заказчика при исполнении контракта. Пунктом 5 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" установлено, что в соответствии со статьей 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более (т.е. более ста миллионов рублей). Так, начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого по результатам закупки, составляет 251 303 855 (двести пятьдесят один миллион триста три тысячи восемьсот пятьдесят пять) рублей 69 копеек, следовательно, согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению. Размер аванса равняется 125 651 927,85 руб. (251 303 855,69*50%, при этом авансовые платежи в отношении соответствующего этапа установлены в размере 50% цены этапа, установлено Графиком финансирования (Приложение 4.2 к Контракту). Расчет размера обеспечения исполнения контракта: (251 303 855,69 руб. - 125 651 927,85 руб.) * 10% = 12 565 192,78 руб., что составляет 4,999999999% от начальной (максимальной) цены контракта (12 565 192,78 руб./ 251 303 855,69 руб.=4,999999999%), с учетом округления - 5%.
Комиссия отмечает, что размер обеспечения исполнения контракта, с учетом требований п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона о закупках, должен составлять 12 565 192,78 руб. При этом, исходя из буквального толкования, установленного Заказчиком требования к размеру обеспечения контракта в размере 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения контракта составляет 25 130 385,57 руб. Комиссия приходит к выводу, что указанная величина определена Заказчиком без учета ее уменьшения на размер авансового платежа по контракту. Указанное несоответствие может ввести потенциального победителя закупки в заблуждение в части суммы, необходимой для предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта.
В нарушение требований ч. 6 ст. 96, п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках Заказчиком в Извещении установлен ненадлежащий размер обеспечения исполнения контракта, не соответствующий размеру обеспечения контракта, указанному в проекте контракта.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.31 КоАП РФ.
2. Согласно п. 4.6. проекта контракта окончательный расчет производится в течение 10 (десяти) рабочих дней после полного завершения работ и подписания уполномоченными лицами Заказчика и Подрядчика документов о приемке выполненных работ в электронной форме в ЕИС.
Комиссия отмечает, что, поскольку государственного контракта применяется казначейское сопровождение авансовых платежей, Заказчиком применяется п. 3 ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках.
Аналогичные требования указаны Заказчиком в п. 4.6 проекта контракта. Следовательно, нарушений положения Закона о закупках в данной части Комиссией не усматривается.
3. Относительно несоответствия проекта контракта ч. 30 ст. 34 Закона о закупках, Комиссия отмечает, что исходя из анализа п. 4.16., 4.18., 12.6.1 проекта контракта, следует, что указанные пункту установлены Заказчиком исходя из требований ч. 30 ст. 34 Закона о закупках и не противоречат им. Нарушений положения Закона о закупках в данной части Комиссией не усматривается.
4. Относительно несоответствия срока исполнения контракта, указанного в извещении, срокам выполнения работ, указанному в п. 5.1. проекта контракта, Комиссия отмечает следующее.
Согласно извещению о проведении закупки датой окончания исполнения контракта является 01.12.2023 г. Также извещение содержит информацию об отдельных этапах исполнения контракта, в том числе об их сроках.
Вместе с тем, в п. 5.1. проекта контракта указано, что сроки выполнения работ определяются Календарным графиком: начало - с даты заключения Контракта, окончание - 01.11.2023 года.
Так, в п. 5.2 проекта контракта установлено, что срок окончания работ, указанный в п. 5.1. проекта контракта включает в себя сроки проведения мероприятий по приемке законченного Объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, в том числе оформление, обмен и подписание документов о приемке результатов исполнения контракта в форме электронных документов, в порядке, предусмотренном ст. 94 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что установленный в извещении срок исполнения контракта, а также отдельных его этапов, представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта). Нарушений положения Закона о закупках в данной части Комиссией не усматривается.
ВЫВОД:
1. В действиях Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Волосница на км 520+541 автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар - Ола - Киров - Сыктывкар, Республика Коми" (ивз.N 0315100000322000086) имеется нарушение ч. 6 ст. 96, п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
2. В целях устранения нарушений Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
3. Передать материалы настоящей проверки должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Председатель Комиссии А.Н. Белова
Члены Комиссии: М.А. Журавлев
Р.А. Шварев
Журавлев М.А., 235-12-89
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 сентября 2022 г. N 010935-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2022