Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А. (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "УКС Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Пожарное депо на 2 выезда в с. Частые Частинского муниципального района" (извN 0156200009922000679),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009922000679 Уполномоченным органом в интересах Заказчика проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Пожарное депо на 2 выезда в с. Частые Частинского муниципального района".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.08.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 82 509 753,86 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 30.08.2022 г;
Заявитель полагает, что Извещение о проведении конкурса не соответствует нормам Закона о закупках в части объединения в один предмет закупки строительных работ и поставки товаров, что приводит к нарушению прав участников закупки.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны, о чём изложили в своих устных и письменных пояснениях.
Заказчик в возражениях указал, что для выполнения работ по строительству объекта: "Пожарное депо на 2 выезда в с. Частые Частинского муниципального района" специалистами Заказчика разработана проектная документация, в дальнейшем прошедшая государственную экспертизу, в результате которой получено заключение N 59-1-1-2-013840-202, в том числе, заключение о достоверности сметной стоимости.
В составе проектной документацией имеется локальный сметный расчет (смета) N ЛС-02-01-02/2 Технологическое оборудование (не монтируемое)", на поставку которого будет проведена отдельная закупка.
Вместе с тем, оспариваемые Заявителем позиции содержатся в Локальном сметном расчетом N ЛC-02-01-02/1 "Технологическое оборудование (монтируемое)".
По мнению Заказчика, из положительного заключения экспертизы следует, что отнесение оборудования к монтируемому произведено верно.
Уполномоченным органом были приведены доводы, аналогичные доводам Заказчика.
Представитель Уполномоченного органа так же отметил, что Заявитель по жалобе не имеет членства в саморегулируемой организации, следовательно, Предприниматель не может быть участником закупки, а его права не могут быть нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2, 8 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
- описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Как указано выше, объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Пожарное депо на 2 выезда в с. Частые Частинского муниципального района".
В соответствии с Извещением, описание объекта закупки размещено в файле "Техническое задание".
Согласно Техническому заданию, Победителю конкурса необходимо осуществить следующие работы.
1. Выполнение работ по завершению строительства объекта: "Пожарное депо на 2 выезда в с. Частые Частинского муниципального района" Включая:
- монтаж сетей инженерно-технического обеспечения (внутренние и наружные инженерные сети согласно полученным ТУ);
- благоустройство территории.
2. Иные работы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Приложениями к Извещению являются документы составляющие проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, вследствие чего получено заключения N 59-1-1-2-013840-2022.
В составе проектной документации имеется локальный сметный расчет (смета) N ЛС-02-01-02/2 Технологическое оборудование (монтируемое).
Вместе с тем, как было указано выше, в составе проектной документации имеется смета "Технологическое оборудование (не монтируемое)", на поставку которого, как пояснил Заказчик, будет проведена отдельная закупка.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения жалобы Комиссией в адрес КГАУ "Управление госэкспертизы Пермского края" был сделан запрос информации (исх.N 010672-22 от 05.09.2022 г.).
Вместе с тем, ответ на вышеуказанный запрос в адрес Комиссии Управления направлен не был.
Комиссией установлено, что Локальным сметным расчетом N ЛC-02-01-02/1 "Технологическое оборудование (монтируемое)", являющимся приложением к извещению предусмотрено, что в рамках исполнения Контракта Победителю закупки необходимо поставить оборудование, в частности: стол письменный система М СТ140 (КЛЕН, 1400X600X745 ММ), Шкаф для одежды Бюджет 2555 (французский орех, 716х349х1810 мм), Моноблок Lenovo C40-30 F0B400XNRK i5 5200U/6/1Tb/DVD-RW/WiFi/DOS/21.5" (Моноблок HP 200 G4, 21.5", Intel Pentium Silver J5040, 8ГБ, 256ГБ SSD, Intel UHD Graphics 605, DVD-RW, Windows 10 Professional, черный [9us87ea]), диван двухместный Аполло темно-коричневого цвета (искусственная кожа), кровать односпальная Грация К.191.01 белая (2006х840х886 мм) и т.д.
В данном расчёте не предусмотрены затраты на монтаж вышеуказанного оборудования.
Комиссия Управления отмечает, что под монтируемым оборудованием, в данном случае, понимается оборудование неразрывно связанное с объектом строительства, а также необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта. Монтируемое оборудование - оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его отдельных узлов и частей, установки на фундаменты или опоры, прикрепления к полу, междуэтажным перекрытиям и другим несущим конструкциям зданий и сооружений.
Вместе с тем, Комиссией проанализировано заключение экспертизы N 59-1-1-2-013840-2022.
Из содержания раздела N 4 вышеуказанного заключения следует, что экспертами учреждения оценивается исключительно соответствие представленных в документации смет действующим нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.
Таким образом, вопрос о принадлежности вышеуказанного оборудования к монтируемому, а также, о правомерности включения данного оборудования в Локальный сметный расчет (смета) N ЛC-02-01-02/1 "Технологическое оборудование (монтируемое)" при выдаче положительного заключения экспертизы не оценивался.
Комиссия отмечает, что включение оборудования в соответствующую смету осуществлялось проектировщиком - ГКУ ПК "УКС Пермского края", который в свою очередь выступает Заказчиком. Наименование Локальной сметы, в которую включено спорное оборудование, не может напрямую свидетельствовать о его технологической и функциональной связи с работами по строительству объекта, не позволяющей произвести отдельную закупку.
Иных доказательств в материалы жалобы Заказчиком не представлено.
Комиссия Управления отмечает, что для поставки оборудования от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством, а также должен соответствовать дополнительным требованиям.
Таким образом, в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка товаров, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что не соответствует требованиям п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках и может привести к ограничению участников закупки.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный вывод Комиссии подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2022 NИЭОК1, согласно которому на участие в закупке была подана одна заявка.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.52 Федерального закона N44-ФЗ, открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой А. А. на действия ГКУ ПК "УКС Пермского края", Министерства закупок Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Пожарное депо на 2 выезда в с. Частые Частинского муниципального района" (извN 0156200009922000679) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2022