рассмотрев обращение (вх. N 013197) ГБУЗ ПК "Краевая клиническая стоматологическая поликлиника" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стомалет" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку пломбировочного материала для нужд ГБУЗ ПК "ККСП" (лот N 1) (изв. N 0356500003522000022),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500003522000022 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку пломбировочного материала для нужд ГБУЗ ПК "ККСП" (лот N 1) (изв. N 0156600020222000042). Начальная (максимальная) цена контракта - 999 581,60 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
18.04.2020 г. между Заказчиком и ООО "Стомалет" (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку пломбировочного материала для нужд ГБУЗ ПК "ККСП" (лот N 1) на сумму 999 581,60 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Поставщик нарушил условия исполнения Контракта, Заказчиком, на основании п. 7.1 Контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить пломбировочный материал для нужд ГБУЗ ПК
"ККСП" (лот N 1) (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, требования к поставляемому товару, а также требования к гарантии качества товара, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества, гарантийному обслуживанию товара (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Заказчик вправе:
4.1.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4.1.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу поставленного товара (партии товара) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Заказчик обязан:
4.3.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Поставщик вправе:
4.3.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
Поставщик обязан:
4.4.2. Поставить товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ указано, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщиком не был поставлен товар в срок, установленный условиями Контракта, а именно, п. 1.4., а именно, к поставке не был представлен следующий товар: "Комплект стоматологического модифицированного полиалкенатного материала "ПОЛИАКРИЛИН" по ТУ 9391-021-67200978-2012", кроме того Заказчик указывает на невозможность замены Поставщиком данного товара на товар, имеющий улучшенные характеристики.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком 19.08.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.08.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 2590505945822000039 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 19.08.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.08.2022 г.
Вместе с тем, согласно информации, полученной при помощи функционала единой информационной системы, Заказчик неверно рассчитал дату вступления в силу решения об одностороннем отказе, расторгнув Контракт 29.08.2022 г.
Таким образом, Заказчик нарушил требования ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Информация об ООО "Стомалет" направлена в адрес Пермского УФАС России 31.08.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях представители Поставщика указали, что согласно товарным накладным N 23 от 19.04.2022 года, N 26 от 18.04.2022 года, N 48 от 13.05.2022 года, N 218 от 29.07.2022 года не поставлен товар по позиции N 8 Спецификации к Контракту "Комплект стоматологического модифицированного полиалкенатного материала "ПОЛИАКРИЛИН" по ТУ 9391-021-67200978-2012" в количестве 305 штук на сумму 345 565,00 рублей. На момент принятия решения о подаче заявки на участие в электронном аукционе Поставщик обладал информацией о том, что отгрузки приостановлены ООО "ТехноДент" до 11.04.2022 года (Приложение N 1). В ходе телефонных переговоров с представителем производителя, Поставщиком было установлено, что временная приостановка вызвана необходимостью корректировки производственного процесса, работа завода с 11.04.2022 года будет возобновлена в прежнем формате. Проект Контракта для подписания был получен Поставщиком 07.04.2022 года. 11.04.2022 года Поставщик вновь обратился к заводу-изготовителю с намерением приобрести недостающий товар "ПОЛИАКРИЛИН". Позднее Поставщиком было получено письмо исх. N 143 от 11.04.2022 года (Приложение N 2), в котором сообщалось о приостановке продажи медицинских изделий производства ООО "ТехноДент" с 11.04.2022 года на время решения внутренних организационных вопросов. При этом по телефону представитель производителя заверил Поставщика о том, что приостановка продаж имеет кратковременный характер. Контракт был подписан ООО "СТОМАЛЕТ" 13.04.2022 года, а 18.04.2022 года он был заключен. Сразу же после заключения Контракта Поставщик приступил к его исполнению. Так, 18.04.2022 года и 19.04.2022 года была произведена отгрузка товара в адрес Заказчика, в том числе материала "ПОЛИАКРИЛИН" в количестве 150 штук (в таком количестве товар имелся на складе ООО "СТОМАЛЕТ" на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе). Еще часть товара Поставщик направил Заказчику 13.05.2022 года. По состоянию на 18.05.2022 года все товары, за исключением материала "ПОЛИАКРИЛИН" в количестве 415 штук, поступили в место поставки. Впоследствии все поступившие товары были приняты и оплачены Заказчиком. Ввиду того, что ООО "ТехноДент" не смогло поставить товар Поставщику, последним, в результате анализа предложений иных поставщиков на предмет уточнения информации о товаре "ПОЛИАКРИЛИН", во исполнение п. 4.4.7 Контракта 26.05.2022 года было направлено письмо Заказчику с описанием ситуации о невозможности поставить указанный выше товар. Ввиду не достижения согласия между сторонами по вопросу замены требуемого к поставке товара другими товарами, Поставщик повторно предпринял попытки приобрести товар "ПОЛИАКРИЛИН" и поставить его Заказчику. Так, 22.07.2022 года и 29.07.2022 года, Поставщиком были направлены запросы производителю ООО "ТехноДент". По результатам анализа рынка Поставщик получил возможность приобрести и поставить Заказчику 110 упаковок товара "ПОЛИАКРИЛИН", поставив товар, несмотря на стоимость товара, превышающую стоимость, указанную в Контракте, что подтверждается ответом торгующей организации о наличии товара и товарной накладной. Ввиду невозможности поставить товар в полном объеме, Поставщик обратился в адрес Заказчика с предложением о расторжении Контракта по соглашению сторон, а также в уплатил пени 31.08.2022, что подтверждается Платежным поручением N 540.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные стороной, пришла к выводу об отсутствии в действиях Поставщика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Комиссией установлено, что Поставщиком совершались действия направленные на исполнение Контракта, в частности, Поставщиком был поставлен весь объем товара, предусмотренный условиями Контракта, за исключением товара, предусмотренного позицией N 8 Технического задания. Вместе с тем, согласно пояснениям сторон, Поставщик совершал действия, направленные на исполнение Контракта в полном объеме, что выражалось во взаимодействии между сторонами по вопросу замены товара, предусмотренного позицией N 8 Технического задания, а также последующей поставкой части недостающего товара.
Кроме того, согласно сведениям из ЕИС стоимость исполненных и оплаченных ООО "Стомалет" обязательств - 654 016,6 руб., что составляет 65,43 % от цены контракта.
Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Стомалет" исполнено 62 Контракта. Следовательно, ООО "Стомалет" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Стомалет" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Стомалет" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения обращения.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 сентября 2022 г. N РНП-59-376
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2022