рассмотрев обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Березовского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Воробьеве А.С. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по отлову животных без владельцев, их транспортировке, учету и маркированию, осмотру и лечению, стерилизации, содержанию, умерщвлению, утилизации трупов, возврату на прежнее место обитания на территории Березовского муниципального округа Пермского края (изв.N 0356500001422000720).,
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001422000720 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по отлову животных без владельцев, их транспортировке, учету и маркированию, осмотру и лечению, стерилизации, содержанию, умерщвлению, утилизации трупов, возврату на прежнее место обитания на территории Березовского муниципального округа Пермского края. Начальная (максимальная) цена контракта - 205 686,57 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.08.2022 г. между Заказчиком и ИП Воробьевым А.С. (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по отлову животных без владельцев, их транспортировке, учету и маркированию, осмотру и лечению, стерилизации, содержанию, умерщвлению, утилизации трупов, возврату на прежнее место обитания на территории Березовского муниципального округа Пермского края (далее - Контракт). Цена контракта - 205 686,57 руб.
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 23.08.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из поступившего обращения и пояснений Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с п. 4.2.1. Контракта Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня заключения Контракта осмотреть приют для животных на соответствие приюта требованиям, установленным Федеральным законом от 27.12.2018 N 498- ФЗ " Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Порядком организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания в них животных на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 02.07.2020 г. N 478-П и подписать Акт осмотра приюта для животных. 15.08.2022 г. Заказчиком в адрес Исполнителя было направлено уведомление о том, что до 19.08.2022 г. представителем Заказчика будет осуществлен выезд на территорию приюта для животных с целью осмотра на соответствие требованиям законодательства. В ходе осмотра был составлен акт осмотра приюта для животных от 16.08.2022 г., согласно которому АНО "Приют для безнадзорных животных "Мамонтенок"" на соответствие приюта требованиям Федерального закона от 27.12.2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отвальные законодательные акты Российской Федерации", Порядку организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания в них животных на территории Пермского края. Согласно акту АНО "Приют для безнадзорных животных "Мамонтенок"" расположен на территории приюта для животных АНО "Приют безнадзорных животных "Дружок"" и в соответствии с уведомлением обязательства АНО "Приют безнадзорных животных "Дружок"" переходят к АНО "Приют для безнадзорных животных "Мамонтенок"". 18.08.2022 г. акт осмотра приюта был направлен в адрес Исполнителя.
Поскольку на 23.08.2022 г. Исполнителем замечания и несоответствия приюта, выявленные в ходе осмотра, не устранены, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 23.08.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 3591821769422000025 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 23.08.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 05.09.2022 г. Информация об ИП Воробьеве А.С. была направлена в адрес Пермского УФАС России 05.09.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях Исполнитель указал, что 01.08.2022 г. Исполнителем был заключен договор с АНО "Приют для безнадзорных животных "Мамонтенок"" в соответствиями с условиями которого АНО "Приют для безнадзорных животных "Мамонтенок"" обязалось оказать услуги по учету, карантированию, умерщвлению, лечению, вакцинированию, стерилизации, содержанию животных без владельцев на территории Пермского края. С момента заключения контракта с Заказчиком, с его стороны не поступали заявки на отлов животных на территории Березовского муниципального округа Пермского края. АНО "Приют для безнадзорных животных "Мамонтенок"" находился на завещающей стадии активной реконструкции и был готов к приему отловленных животных. В случае полного размещения отловленных животных в АНО "Приют для безнадзорных животных "Мамонтенок"", то на территории Пермского края находятся приюты, которые готовы оказать аналогичные услуги по контракту, заключив контракты с Исполнителем.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Исполнителя, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Исполнитель не уклонялся от исполнения контракта. Так, Комиссия отмечает, что в материалы дело не представлено доказательств того, что несоответствие АНО "Приют для безнадзорных животных "Мамонтенок"" (АНО "Приют безнадзорных животных "Дружок"") требованиям, установленным Федеральным законом от 27.12.2018 N 498- ФЗ " Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания в них животных на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 02.07.2020 г. N 478-П, носит неустранимый характер и не позволило Исполнителю оказывать другие услуги, предусмотренные Контрактом.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта. Кроме того, допущенные Исполнителем отступления от условия контракта не являются неустранимыми.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Воробьеве А.С. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Воробьеве А.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 сентября 2022 г. N РНП-59-380
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022