Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, Е.В. Котова - ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Технотек" на действия заказчика - МКУ "Управление по земельно-имущественным отношениям и архитектуры Администрации поселка Емельянова" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства: "Нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Крутая, ул. Советская,1 К", размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300068522000005 установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 08.09.2022 года в 10 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20.
На заседании Комиссии присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия, податель жалобы участие своего представителя в рассмотрении не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что при формировании извещения об осуществлении закупки заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно:
- при составлении извещения о проведении закупки ненадлежащим образом был применен пункт 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604;
- заказчик объединил в одну закупку строительные работы и поставку оборудования и мебели, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению подрядчика (поставщика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства: "Нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Крутая, ул. Советская,1 К".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 31 Правил при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения (показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта"), его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения (показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта"), его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Комиссия отмечает, что перечень видов работ, указанный в подпункте "г" пункта 31 Положения в рамках каждого из контрактов (договоров) является закрытым и изменению (в том числе конкретизации до определенных видов работ) не подлежит. Иное из Положения и иных норм позитивного права не следует.
Подпунктом "г" пункта 31 Правил установлен исчерпывающий перечень контрактов, которые устанавливаются и учитываются при оценке заявок, и Положением не предусмотрено исключение контрактов из указанного перечня.
Вместе с тем, проведя анализ извещения, Комиссия установила, что электронным документом, поименованным заказчиком, как "Порядок рассмотрения и оценки заявок", установлено, что в качестве подтверждения опыта могут быть представлены договоры (контракты) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Таким образом, заказчик исключил возможность предоставить к оценке в качестве подтверждения опыта контракты по капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства.
Комиссия отмечает, что для соблюдения заказчиком требований пункта 31 Положения, устанавливаемые им требования к документам, подтверждающим опыт должны одновременно соответствовать подпунктам "а", "б", "в", "г", "д". Ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что заказчиком нарушены требования части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Ввиду изложенного первый довод подателя жалобы является обоснованным.
Согласно положениям извещения объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства. Вместе с тем в извещении предусмотрена поставка немонтируемой мебели.
Так, Комиссия, проанализировав извещения, установила, что согласно локальной смете 02-01-08 и проекту сметы контракта, необходимо поставить, в том числе следующее немонтируемое оборудование: диван трехместый, стол письменный, стул офисный мягкий на металлической раме, 480х530х820 И30, стол письменный 2-тумбовый, стул для посетителей, шкаф закрытый для одежды, электрочайник, лампа настольная, урна для мусора 30 литров h=62 см, д=25 см и т.д.
В соответствии с частью 63.1 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до 1 января 2024 года в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
Исходя из изложенного, Комиссия делает вывод, что предметом контракта не были работы и оборудование, необходимое для эксплуатации объекта.
В соответствии с положениями статьи 506 ГК РФ, пункта 1 статьи 702 ГК РФ проведение строительных работ и поставка товара относятся к различным видам договоров, каждый из которых может быть заключен со своим кругом контрагентов. Для поставки товаров участники закупки не должны иметь допуски к СРО, обладать соответствующими видами разрешительных документов (необходимых для производства строительных работ). Следовательно, действия заказчика фактически лишают потенциальных поставщиков возможности принять участие в конкурентной процедуре, направленной на закупку немонтируемых товаров, необеспечивающих эксплуатацию объекта реконструкции.
Комиссия отмечает, что при осуществлении строительства "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в извещении необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом извещения. Однако, в данном случае, поскольку вышеуказанные товары и иные подобные товары, содержащиеся в ПСД, не связаны с проведением строительных работ и в принципе технологически и функционально не связаны со строительными работами, то их поставка может и должна осуществляться отдельно.
Данный вывод Комиссии коррелируется с выводами Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2020 N Ф05-5514/2020, изложенными в постановлении по делу N А40-129851/19-84-1135.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при составлении извещения об осуществлении закупки нарушены положения статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1.Признать жалобу ООО "Технотек" обоснованной.
2.Признать заказчика нарушившим требования статей 8, 42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
4.Продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не менее чем на 10 дней, начиная со дня выставления измененного извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
5.Конкурсной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, принятые в ходе проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
|
|
Е.В. Котова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 сентября 2022 г. N 024/06/106-2374/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2022