Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
При участии посредством ВКС:
- представителя КОГКБУЗ "Больница скорой медицинской помощи", по доверенности от 08.02.2022 г.;
рассмотрев жалобу ООО "Савир",
У С Т А Н О В И Л А:
07.09.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "САВИР" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0340200003322010303).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку потребность Заказчика заключается в поставке дезинфицирующего средства с кодом КТРУ 20.20.14.000-00000005, единственной характеристикой которого является "форма выпуска - жидкость", однако, установлены дополнительные характеристики: в отношении состава (ДВ - Перекись водорода, % не более 10. Производные гуанидина, % не менее 1 и не более 3. Четвертичные аммониевые соединения, % Не менее 3 и не более 5. pH средства Не более 6. Средство не содержит спирты, производные альдегидов, активный хлор, ферменты, производные фенола, кислоты, амины); микробиологических характеристик; выход рабочего раствора из 1 л, не содержат обоснование использования каждой из дополнительных характеристик. Заказчиком не обоснован установленный процентный состав к наличию действующих веществ в дезинфицирующем средстве, что является ненадлежащим и не раскрывает безусловную потребность в установленных дополнительных характеристиках. Обоснование не содержит ссылки на пункты санитарных правил, методических рекомендаций и других действующих нормативных документах.
Считает, что установленные дополнительные характеристики товара приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Рассмотрение жалобы назначено на 13.09.2022 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Уполномоченное учреждение направило письменные пояснения, в которых указало, что в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 Порядка взаимодействия проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Заказчик при описании объекта закупки указывает те характеристики, которые удовлетворяют его требованиям. Описание объекта закупки содержит обоснование указания дополнительных характеристик. Считает жалобу необоснованной. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, указал, что при формировании Технического задания были указаны параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребности. Сообщил, что описание объекта закупки содержит обоснование установления дополнительных характеристик закупаемого дезинфицирующего средства. При этом, действующее законодательство не содержит требований к форме и содержанию подобных обоснований, в связи с чем формируется на усмотрение Заказчика. Считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
31.08.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322010303 о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств. Начальная (максимальная) цена контракта - 427 500,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 09.09.2022 года.
Относительно довода о необоснованном установлении дополнительных требований к объекту закупки, установлено следующее.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки), к поставке требуется средство дезинфицирующее, литр, 450, 20.20.14.000-00000005 в том числе со следующими характеристиками:
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Форма выпуска: Жидкость |
|
|
Дополнительные характеристики****: | ||
|
Перекись водорода, % |
Не более 10 |
|
Производные гуанидина, % |
Не менее 1 и не более 3 |
|
Четвертичные аммониевые соединения, % |
Не менее 3 и не более 5 |
|
pH средства |
Не более 6 |
Средство не содержит спирты, производные альдегидов, активный хлор, ферменты, производные фенола, кислоты, амины |
|
|
Средство обладает антимикробной активностью, в том числе бактерицидными свойствами в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая возбудителей туберкулеза - тестировано на M.terrae, инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП) - тестировано на P.aeruginosa, анаэробных инфекций - тестировано на C.difficile, особо опасных и карантинных инфекций: чумы, холеры, туляремии, сибирской язвы; легионеллеза); вирулицидной активностью в отношении всех известных вирусов-патогенов человека (в т.ч. возбудителей энтеральных, парентеральных гепатитов А, В, С, ВИЧ-инфекции, полиомиелита, энтеровирусов Коксаки, ЕСНО, ротавирусов, норовирусов, короновирусов, вирусов "атипичной пневмонии" (SARS), герпеса, "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа H1N1, гриппа человека, парагриппа, аденовирусов и др.); фунгицидной активностью (в т.ч. в отношении патогенных грибов рода Кандида, дерматофитов, плесневых грибов; спороцидной активностью; овоцидными свойствами |
|
|
|
Выход рабочего раствора из 1 л средства для дезинфекции поверхностей при бактериальных инфекциях (исключая туберкулез) при времени экспозиции не более 10 минут, литров |
Не менее 400 |
|
Выход рабочего раствора из 1 л средства для дезинфекции поверхностей при бактериальных инфекциях (включая туберкулез) при времени экспозиции не более 60 минут, литров |
Не менее 20 |
|
Выход рабочего раствора из 1 л средства для дезинфекции поверхностей при вирусных инфекцияхпри времени экспозиции не более 10 минут, литров |
Не менее 400 |
|
Выход рабочего раствора из 1 л средства для дезинфекции санитарно-технического оборудования в отношении вирусов при времени экспозиции не более 30 минут, литров |
Не менее 100 |
|
Выход рабочего раствора из 1 л средства для дезинфекции посуды без остатков пищи в отношении вирусов при времени экспозиции не более 30 минут, литров |
Не менее 200 |
|
Выход рабочего раствора из 1 л средства для дезинфекции ИМН в отношении вирусов при времени экспозиции не более 30 минут, литров |
Не менее 50 |
|
Выход рабочего раствора из 1 л средства для стерилизации ИМН (в том числе жесткие и гибкие эндоскопы) при времени экспозиции не более 60 минут, литров |
Не менее 3 |
**** Дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003322010303 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" в описание объекта товара включена - "форма выпуска" (характеристика является обязательной для применения). Указанная позиция не содержит запрета на включение дополнительных характеристик.
Техническое задание содержит обоснование включения дополнительных характеристики: "Дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика".
Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Таким образом, Заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода Заявителя об установлении дополнительных характеристик товара, которые приводят к ограничению конкуренции и ограничению числа участников закупки, установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложений от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении конкуренции и ограничении числа участников закупки.
Довод Заявителя не обоснован.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "САВИР" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0340200003322010303).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 13 сентября 2022 г. N 043/06/106-805/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022