Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности от 14.06.2022 г.;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя,
У С Т А Н О В И Л А:
08.09.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ИП А.А. (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0340200003322010077). Заказчик - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница".
Заявитель считает, что его заявка необоснованно отклонена в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Заявитель был готов заключить контракт с учетом снижения цены контракта на 15%, т.к. в извещении о проведении закупки установлено преимущество в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, но комиссия отклонила заявку индивидуального предпринимателя, содержащую предложение товара, происходящего из иностранного государства.
Рассмотрение жалобы назначено на 14.09.2022 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом. Заказчиком и Заявителем направлены ходатайства о рассмотрении материалов жалобы в отсутствие своих представителей.
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что в извещении о закупке установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102). При этом по закупке N 0340200003322010077 были представлены 3 заявки, подтверждающих страну происхождения товара - Россия, в связи с чем комиссией по осуществлению закупок было принято решение об отклонении заявок участников, содержащих предложение товара, происходящего из иностранного государства. Просит признать жалобу необоснованной.
Согласно письменным пояснениям Заказчика установлено, что действия Уполномоченного учреждения являются правомерными, поскольку по данной закупке было подано 6 заявок, три участника закупки предложили товар различных российских производителей, при этом индивидуальным предпринимателем предложен товар со страной происхождения - Китай. Считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Уполномоченного учреждения, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
26.08.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322010077 о проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий. Начальная (максимальная) цена контракта - 331 560,00 руб.
Согласно извещению о проведении закупки к поставке требуется лейкопластырь гипоаллергенный с кодом ОКПД2 - 21.20.24.110.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением N102 утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Данным перечнем установлен код ОКПД2 - 21.20.24.110 "Материалы клейкие перевязочные, в том числе пропитанные или покрытые лекарственными средствами".
В силу п. 6 Дополнительной информации к извещению об осуществлении закупки установлены следующие информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе:
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Участник закупки в заявке представляет следующие документы в соответствии с Перечнем N 1:
- сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров (Соглашение СНГ от 20.11.2009 г.).*
* При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе указанных документов или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приложением N 1.
Согласно п. 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
В соответствии с п. 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
В силу п.п. 5 п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.09.2022 NИЭА1 комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки Заявителя (идентификационный номер заявки 1) на основании п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе - отклонение в случае предусмотренном нормативно правовым актом, принятым в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. Несоответствие разделу извещения "Требование к участникам" и ч. 5 Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке. На основании п.4 ч.12 ст.48 Закона 44-ФЗ. На основании п.2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (заявки, содержащие предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств).
Уполномоченным учреждением на рассмотрение материалов жалобы представлены заявки участников закупки N 0340200003322010077. Согласно представленным заявкам участников с идентификационными номерами 2, 3 и 6, во исполнение п. 3 Постановления N 102, в составе заявок представлены сертификаты СТ-1, подтверждающие страну происхождения товара - Российская Федерация (N 2144004000 ООО "Пауль Хартманн"; N 1120000231 ООО "НПМ").
Таким образом, по закупке N 0340200003322010077 исполнены требования, установленные п.п. "а" п. 2 Постановления N 102.
Представленная в материалы дела заявка Заявителя содержит предложение о поставке товара со страной происхождения - Китай.
На основании изложенного, комиссия Уполномоченного учреждения во исполнения п. 2 Постановления N 102, а также п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе отклонила заявки участников, содержащие предложение товара иностранного происхождения. В действиях комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного учреждения отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о необходимости применения приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н не принимается Комиссией Кировского УФАС России, поскольку согласно п. 2(1) Постановления N 102 в случае если заявка, которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, установленные в извещении о закупке условия допуска товара в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н применяются в случае, если заявки, содержащие предложение товара иностранного происхождения, не были отклонены на основании п. 2 Постановления N 102.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП А.А. на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0340200003322010077).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 14 сентября 2022 г. N 043/06/106-807/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022