Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Управления благоустройства и озеленения Администрации местного самоуправления г. Владикавказ (далее - УБиО АМС г.Владикавказа, Заказчик) и ООО "Технотек" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Технотек" (на действия УБиО АМС г.Владикавказа (Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, пл.Штыба,2) при проведении электронного аукциона N0310300026222000184 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории г. Владикавказ (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
06.09.2022 в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Технотек" (далее - Заявитель) на действия УБиО АМС г.Владикавказа, при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку содержит требование о представлении в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товаров, соответствующих значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии), а также наименования страны происхождения товаров, в то время как объектом рассматриваемого Аукциона являются работы, для выполнения которых используется товар, а не поставка товара.
Также в Техническом задании размещенном в составе Извещения о проведении Аукциона (далее - ТЗ) по ряду товаров Заказчиком установлены характеристики, которые включают в себя химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что по мнению Заявителя обязывает потенциальных участников закупки иметь в наличии на момент подачи заявки на участие в Аукционе предлагаемые им к использованию в ходе выполнения работ товары.
Кроме того, Заявитель считает, что в нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчиком при проведении рассматриваемой закупки не установлены условия и ограничения, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н.
Не согласившись с доводами жалобы УБиО АМС г. Владикавказа представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 29 августа 2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Администрацией местного самоуправления г. Владикавказ, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310300026222000184 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории г. Владикавказ утвержденное 29.08.2022 должностным лицом УБиО АМС г.Владикавказа (далее - Извещение), в том числе проект контракта и техническое задание (далее - ТЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы в том числе:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать в том числе предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 закона о контрактной, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
При этом частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Из Извещения о проведении Аукциона следует, что объектом рассматриваемой закупки являются работы по благоустройству дворовой территории г. Владикавказ.
В ТЗ Заказчиком указаны товары, используемые в ходе выполнения закупаемых работ с требуемыми характеристиками.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что требование о предоставлении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в закупке законно исключительно в случае, когда речь идет о непосредственной поставке указанных товаров, но не использования их при выполнении работ.
Из содержания проекта контракта, являющегося частью извещения, следует, что Подрядчик обязуется надлежащим образом выполнить работы по благоустройству дворовой территории г. Владикавказ.
При этом, рассматриваемый проект контракта не содержит существенных условий договора поставки, в частности, он не содержит сроков или периодов поставки, места поставки, порядка осуществления приемки поставляемых товаров, что указывает на то, что рассматриваемый договор не носит смешанный характер и по своему содержанию является договором на выполнение работ с использованием товаров.
Вместе с тем, в нарушение требований части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, в подпункте "а" и "б" пункта 2 Извещения Заказчиком установлено требование к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, которая должна содержать следующую информацию:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) информация о товаре, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация о товаре, предусмотренная настоящим подпунктом, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства;
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ - информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
2. Заказчиком в ТЗ указаны товары, используемые при выполнении закупаемых работ с указанием требуемых характеристик этих товаров, в том числе:
- камни бортовые, в описании характеристик которых Заказчиком, помимо прочего, установлено: для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент/портландцемент с минеральными добавками до 5% включительно (показатель может иметь диапазонное значение) или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки 400, 500, 550 или 600, содержащий в цементном клинкере не более 5% MgO (оксида магния) и не более 8% Ca3Al (трехкальциевого алюмината) (показатели могут иметь диапазонное значение). Портландцемент должен соответствовать ГОСТ 10178-85. Массовая доля активных минеральных добавок в бездобавочном портландцементе \ портландцементе с минеральными добавками 0-5%*. Предел прочности цемента при изгибе, сжатии в возрасте 28 сут. требуется не менее 4,4 МПа*. Массовая доля ангидрида серной кислоты в цементе должна быть не менее 1,0 но не более 4,0, % по массе*;
- скамья бульварная со спинкой, в описании характеристик которых Заказчиком, помимо прочего, установлено: Крепления. Винты. Номинальный диаметр резьбы: 4_8 мм. Длина винта номинальная: 35_50 мм. Шаг резьбы: крупный и\или мелкий. Тип конца заостренный или притупленный. Номинальный диаметр головки D не более 14,5 мм. Номер крестообразного шлица может быть 2, 3. Твердость винтов не менее 37* HRCэ. Покрытие винта может быть. Условное обозначение марки материала (группы) 01; 04; 10; 12. Вид покрытия: может быть цинковое, цинковое хроматированное.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Так, в подпункте "а" пункта 2 Приложения к Извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлено, что заявка на участие в Аукционе должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) - информация о товаре, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
При этом Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, что:
- товары и материалы, предлагаемые к поставке при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов при этом характеристики товаров могут быть в рамках (диапазонов или конкретных показателей), указанных стандартов, и не требуются показатели, которые нужно проводить по результатам испытаний товаров и которые требуют наличие товара у участника;
- случай, когда значение показателя сопровождается символом "*" или фразой "допускается указание диапазонного значения показателя) - допускается указание диапазонного значения показателя, вне зависимости от слов и символов, сопровождающих значение показателя.
То есть, Инструкция содержит прямое указание на возможность указания в составе первой части заявки на участие в Аукционе диапазонных значений показателей в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к поставке при выполнении работ товара.
Кроме того, представление конкретных показателей товаров, предлагаемых к использованию при выполнении закупаемых работ Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Следовательно, участнику закупки не требуется конкретизировать показатели, в случае если у него отсутствует информация об их значении, либо проводить испытания для определения их значений, а в случаях, прямо не описанных в Инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке на участие в Аукционе.
Анализ Технической части Извещения свидетельствует о соответствии ее требованиям статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Так, Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N126н) утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, указанных в Приложениях N1 и N2 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В жалобе Заявитель указал, что в Извещении Заказчик помимо прочего установил ОКПД2- 32.99.59.000 - "изделия различные прочие, не включенные в другие группировки", который содержится в Приложении N1 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н.
Согласно положениям Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н указанные ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, распространяются на закупки, предусматривающие поставку товара.
Вместе с тем, объектом рассматриваемой закупки являются работы по благоустройству дворовой территории г. Владикавказ, а не поставка товара.
Таким образом, Извещение не противоречит требованиям статьи 14 Закона о контрактной системе, соответственно Заказчик не должен устанавливать условия допуска товара, согласно Приказа N126н.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Технотек" на действия муниципального заказчика - УБиО АМС г.Владикавказа при проведении электронного аукциона N0310300026222000184 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории г. Владикавказ.
2. Признать УпС АМС г. Владикавказа нарушившим требований части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА174-09/22 муниципальному заказчику - УБиО АМС г.Владикавказа уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Аукциона N0310300026222000184, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Технотек" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 13 сентября 2022 г. N А175-09/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022