Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
при участии представителя заявителя: Леоновой М.М. (доверенность б/н от 15.03.2022);
при участии представителя заказчика: Колодезных В.М. (доверенность N 1 от 06.09.2022),
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс -мед" на действия ФГБУЗ "Клиническая больница N 33 Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования - Эндоскопическая стойка для бронхоскопии для нужд ФГБУЗ КБ N33 ФМБА России (извещение в ЕИС N 0331100004422000163, далее -аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Ренессанс -мед" (далее-Заявитель) на действия ФГБУЗ "Клиническая больница N 33 Федерального медико-биологического агентства" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования - эндоскопическая стойка для бронхоскопии для нужд ФГБУЗ КБ N33 ФМБА России (извещение в ЕИС N 0331100004422000163, далее -аукцион).
По мнению Заявителя, описание объекта закупки нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку данному описанию по параметрам: диапазон регулировки красного цвета, ступеней; диапазон регулировки синего цвета, ступеней; источник света эндоскопический; запасной источник света соответствует товар единственного производителя - "Pentax".
Вторым доводом заявителя является неправомерное предоставление заказчиком разъяснения на положения описания объекта закупки, которые изменяют суть извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
25.08.2022 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 5 300 000,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинского оборудования - Эндоскопическая стойка для бронхоскопии. Код позиции: 26.60.12.119. Аппараты электродиагностические прочие.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Электронный документ "описание объекта закупки" извещения N 0331100004422000163 содержит, в том числе следующие параметры описания объекта закупки:
2. Видеопроцессор с принадлежностями, шт |
1 |
|
Электронный блок для подключения видеоэндоскопов |
|
диагностические для взрослых, для детей; терапевтические; широко-канальные; двухканальные (видеогастроскопы, видеоколоноскопы, видеодуоденоскопы, видеобронхоскопы, ультразвуковые видеоэндоскопы) |
Диапазон регулировки красного цвета, ступеней |
От -5 до +5 |
|
Диапазон регулировки синего цвета, ступеней |
От -5 до +5 |
|
Диапазон регулировки общей яркости, ступеней |
От -5 до +5 |
|
Источник света эндоскопический |
|
Встроенный |
Запасной источник света |
|
Наличие |
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в аукционной документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Согласно положениям статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм, следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Вместе с тем, материалами настоящего дела установлено, что совокупности технических характеристик, в том числе в части указанных в описании объекта закупки соответствует товар единственного производителя - "Pentax".
Представитель Заказчика пояснил, что требованиям описания объекта закупки соответствует оборудование 2-х производителей: "Олимпас Медикал Системс Корп." и "Пентакс".
Вместе с тем, как установлено материалами дела, продукция Олимпас не соответствует требованиям извещения о проведении аукциона, в том числе по параметру: источник света эндоскопический-встроенный.
Более того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.09.2022 на участие в аукционе подана единственная заявка.
Таким образом, из материалов настоящего дела следует, что Заказчиком нарушена часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что выразилось в установлении характеристик, совокупности которых соответствует товар единственного производителя.
Указанное выше нарушение содержит признаки события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно довода заявителя о неправомерном предоставлении заказчиком разъяснения на положения описания объекта закупки, которые изменяют суть извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки, Комиссией Воронежского УФАС России было установлено следующее.
31.08.2022года Заказчиком в ЕИС в ответ на запрос участника закупки было размещено разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, где Заказчик разъяснил, что: "в отношении пунктов описания технических характеристик товара применяется следующие варианты значений показателя с возможностью выбора одного или нескольких значений: в описании параметра "источник света эндоскопический" допускается вариант исполнения "встроенный или отдельным блоком".
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, Заказчиком при даче разъяснения изменена суть извещения об осуществлении закупки в части описания объекта закупки: допускается вариант исполнения "встроенный или отдельным блоком".
В извещение о проведении закупки изменения Заказчиком в части указанного параметра изменения не вносились.
Следовательно, при рассмотрении заявок на участие в аукционе, заявка, содержащая описание объекта закупки, не соответствующего требованиям извещению о проведению закупки подлежит отклонению в порядке статьи 49 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком при даче разъяснения извещения об осуществлении закупки были допущены нарушения ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Указанное выше нарушение содержит признаки события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс -мед" на действия ФГБУЗ "Клиническая больница N 33 Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования - Эндоскопическая стойка для бронхоскопии для нужд ФГБУЗ КБ N33 ФМБА России (извещение в ЕИС N 0331100004422000163) обоснованной.
2. Признать в действиях ФГБУЗ "Клиническая больница N 33 Федерального медико-биологического агентства" нарушение части 3 статьи 33, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ФГБУЗ "Клиническая больница N 33 Федерального медико-биологического агентства" предписание об устранении нарушений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Н.И. Сисева
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 13 сентября 2022 г. N 036/06/33-920/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2022