Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок заказов (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
при участии представителя государственного казенного учреждения Воронежской области "Агентство по привлечению инвестиций и региональному развитию":
- Куликовой Елизавета Михайловне (доверенность от 07.09.2022 года N51/1-06-11-12),
при участии представителя ООО "ГФС МЕДИА":
- Костюнина Анастаса Александровича (доверенность от 07.09.2022 года N1),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение государственного казенного учреждения Воронежской области "Агентство по привлечению инвестиций и региональному развитию" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ГФС МЕДИА" (далее - Участник закупки) в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по изготовлению презентационных фото и видеоматериалов (номер извещения - 0131200001022008277), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, оценив представленные доказательства, а также проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
09.08.2022 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 09.08.2022 N0131200001022008277 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 480 930,24 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по изготовлению презентационных фото и видеоматериалов.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлялось путём проведения электронного аукциона.
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
23.08.2022 года в ЕИС опубликован Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.08.2022 NИЭА1, которым зафиксировано, что победителем Аукциона признано - общество с ограниченной ответственностью "ГФС МЕДИА", с ценовым предложением - 165 000,00.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
25.08.2022 года в 09:13 (МСК) Заказчиком, посредством функционала ЕИС, Заказчиком сформирован и размещён Проект контракт.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий, в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, крайний срок для осуществления ООО "ГФС МЕДИА" действий, предусмотренных часть 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, приходился на 01.09.2022 года 23:59:59 (МСК), однако, в установленный срок, Общество не подписало проект контракта, не предоставило обеспечение исполнения контракта, не направило протокол разногласий.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
02.09.2022 года в 15:28 (МСК) Заказчиком опубликован Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 02.09.2022 NППУ20_1, которым ООО "ГФС МЕДИА" признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с неисполнение требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Так, согласно письменным пояснениям ООО "ГФС МЕДИА", поддержанным на заседании Комиссии УФАС по Воронежской области представителем Обществам, "победитель планировал подписание контракта в надлежащие сроки, однако ввиду не непредвиденных обстоятельств для Генерального директора Общества, а именно, саботаж ответственного сотрудника при подписании контракта, данные действия произвести не удалось. Со стороны ответственного сотрудника контракт подписан не был. Также, данный сотрудник, посредством направления письма, составленного им лично, отметил позицию, противоречащая намерения Организации".
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России относительно данных пояснений сообщает следующие.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Такое согласие предоставлено Обществом с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки - 18.08.2022 года 16:13 (МСК) и подписано ЭЦП Общества.
То есть, подача заявки на участие в Аукционе ООО "ГФС МЕДИА", предполагает, что Общество ознакомилось и согласно, в том числе, с порядком, сроками подписания контракта, а также предоставления обеспечения.
Кроме того, в силу пункта 3 части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает использование 12 усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (часть 2 статьи 5 Закона о контрактной системе).
В силу положений статьи 2 Закона об электронной подписи электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 63-ФЗ квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: 1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; 2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 10 Закона об электронной подписи при использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны: 1) обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия; 2) уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении; 3) не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена; 4) использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей, создания ключей квалифицированных электронных подписей и ключей их 13 проверки средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, ООО "ГФС МЕДИА" являясь профессиональным участником рынка с должной степени осмотрительности, должно было соблюдать требования Закона о контрактной системе и Закона об электронной подписи и не передавать право пользования ключей электронной подписи без соответствующего согласия, либо передавать их неуполномоченному лицу.
Объяснения сотрудника ООО "ГФС МЕДИА" от 02.09.2022 рассматриваются Комиссией Воронежского УФАС России с той позиции, что данный сотрудник является заинтересованным лицом, находящимся в момент написания объяснений, в трудовых отношениях с ООО "ГФС МЕДИА".
Более того, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Таким образом, в силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, Участник, достигнувший конечной цели участия в торгах, а именно выиграв их, не может ссылаться на вину своих сотрудников, а также данное действие, не может расцениваться Комиссией Воронежского УФАС России, как обстоятельство непреодолимой силы.
Относительно довода ООО "ГФС МЕДИА" о предпринятой попытки внести обеспечение исполнения Контракта, что подтверждается Платежным Поручением N 19 от 07.09.2022 года, Комиссия Воронежского УФАС России констатирует следующие факты:
1. Предоставление обеспечения исполнения контракта, за сроками заключения контракта, установленными Законом о контрактной системе, не предусмотрено.
2. Платёжное поручение N19 от 07.09.2022 года предоставлено со статусом "на обработке" и не может рассматриваться Комиссией УФАС по Воронежской области, как документ, подтверждающий внесение денежных средств, в качестве обеспечения исполнения контракта.
Комиссия Воронежского УФАС России также принимает во внимание электронный образ письма ООО "ГФС МЕДИА" от 31.08.2022 года N14 в котором Общество сообщало, о неготовности подписать контракт, в связи с эпидемиологической ситуацией.
Факт направления, данного письмо также подтверждён ООО "ГФС МЕДИА" в тоже время, Обществом сообщило, что данное письмо составлено и направлено сотрудником Организации и содержит позицию, противоречащую намерениям Общества.
Вместе с тем, письмо ООО "ГФС МЕДИА" от 31.08.2022 года N14 подписано генеральным директором с печатью Общества, доказательств фальсификации документов, со стороны сотрудника Организации не предоставлено.
В соответствии с пунктом 14 Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что ООО "МЕДГРУПП-В" не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась для исполнения всех своих обязательств по подписанию контракта.
Комиссией Воронежского УФАС России, не установлено обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановление N 1078, доказательств обратного сторонами также не представлено.
Руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановление N 1078 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года сведения об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГФС МЕДИА" (107078, РОССИЯ, Г. МОСКВА, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ КРАСНОСЕЛЬСКИЙ ВН.ТЕР.Г., ОРЛИКОВ ПЕР., Д. 5, СТР. 1А, ОФИС 149, ОГРН: 1217700445665, Дата присвоения ОГРН: 21.09.2021, ИНН: 7708398825, КПП: 770801001, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР/УЧРЕДИТЕЛЬ: Гогаев Таймураз Павлович, ИНН: 151501400101) в связи с уклонением от подписания контракта на оказание услуг по изготовлению презентационных фото и видеоматериалов (номер извещения - 0131200001022008277).
Датой включения информации об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГФС МЕДИА" в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановление N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (часовой пояс г. Воронежа - UTC + 03:00; MSK + 00:00).
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 сентября 2022 г. N 036/06/104-938/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022