Резолютивная часть решения оглашена 09 сентября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
при участии от:
заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - , представителя по доверенности,
победителя закупки ООО "Горизонт" - ., представителей по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Казенным учреждением Чувашской Республики "Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об ООО "Горизонт" (далее - ООО "Горизонт", Подрядчик),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 02.09.2022 поступило обращение Заказчика о включении в Реестр сведений об ООО "Горизонт", в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Содержание информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиках, исполнителях), приведено в части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
17.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522001604 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и ежегодной метрологической поверке сети автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения" для нужд государственного казенного учреждения Чувашской Республики "Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 9 889 170,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.03.2022 NИЭА1, ООО "Горизонт" признано победителем электронного аукциона, с предложением о цене контракта в размере 6 477 406,35 рублей.
12.04.2022 между Заказчиком и ООО "Горизонт" заключен контракт N 3 на выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и ежегодной метрологической поверке сети автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения" для нужд государственного казенного учреждения (далее - Контракт).
Из условий Контракта следует, что Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту и ежегодной метрологической поверке сети автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения" для нужд государственного казенного учреждения Чувашской Республики "Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Работы) в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик принимает на себя обязательства принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Конкретные виды выполняемых работ, требования к ним, сроки их выполнения, определяются описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) (пункт 1. Контракта).
Сроки выполнения работ установлены с момента заключения Контракта по 31.10.2022 года (пункт 5.1 Контракта).
В соответствии с пунктом 4.2 Приложение N1 к Контракту, на дату заключения Контракта сотрудники подрядной, субподрядной организации (наемный персонал который будет задействован в обслуживании АПВГК), должны иметь действующие свидетельства и (или) сертификаты предприятий - изготовителей оборудования АПВГК или их официальных представителей, подтверждающие квалификацию и удостоверяющие прохождение исполнителем и (или) его работниками практики по работе с оборудованием и специальным программным обеспечением, входящими в состав объектов Заказчика (комплексы аппаратно-программные автоматического весогабаритного контроля "Бизмэн 7", "ИБС ВИМ", аппаратно-программные комплексы "Автоураган-ВСМ-2" и "Автоураган-ВСМ-2-М".
Из материалов дела следует, что Заказчиком в адрес Подрядчика направлены запросы (исх.N05- 03/547 от 30.03.2022, исх.04-03/640 от 14.04.2022, исх.04-03/718 от 26.04.2022, исх.N05-03/1076 от 22.06.2022) о предоставлении информации согласно пункту 4.2 Описания объекта закупки к настоящему Контракту.
Подрядчик, письмами вх. N 146 от 04.05.2022, вх. N 194 от 01.07.2022 предоставил Заказчику комплект запрашиваемых документов.
Из пояснений заказчика следует, что в ходе выполнения работ установлено, что договорных отношений между Подрядчиком в лице ООО "Горизонт" и ООО "ВК Стандарт" не существует. Договор субподряда является не заключенным, о чем свидетельствует письмо от ООО "ВК Стандарт" вх. N 1712 от 09.06.2022 г., вх.2134 от 20.07.2022. Подрядчик не имеет специалистов для проведения технического обслуживания комплекса аппаратно-программного "Бизмэн 7".
В соответствии с пунктом 11.5 Контракта, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением от осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
02.08.2022 Заказчиком, на основании пункта 11.5 Контракта, принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Из части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное решение было направлено заказчиком в адрес ООО "Горизонт" с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 02 августа 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 31.08.2022, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Вместе с тем, при рассмотрении дела, представителем Подрядчика пояснено следующее.
Письмом 24.04.2022 Подрядчик сообщает Заказчику, что работы по содержанию и техническому обслуживанию Объектов, оперативному восстановлению работоспособности технических средств будут производиться с привлечением соисполнителей ООО "ВК стандарт" (Бизмен-7), ООО "Эй Ти Сервис" (ИБС ВИМ), ООО "Клинсистемс" (Автоураганы), в соответствии с договорами субподряда, с сохранениемгарантийных свойств гарантийного оборудования.
Также, ООО "Горизонт" в адрес Заказчика направлены сертификаты ООО "ИБС Экспертиза" о допуске сотрудников ООО "Дорожно- транспортные системы" к выполнению работ по сервисной поддержке оборудования системы "ИБС ВИМ", договоры субподряда с ООО "ДТС", ООО "Клинсистемс" N1 от 11.04.2022, сертификаты "Автоураган", договор субподряда с ООО "ВК Стандарт" от 11.04.2022, сертификат предприятия-изготовителя "Казань-Телематика" об авторизации ООО "ВК Стандарт" на осуществление технического обслуживания и проведения ремонтно-восстановительных работ комплекса "Бизмэн-7".
Представителем Общества на заседании Комиссии пояснено, что у Заказчика не имеются основания для расторжения контракта в одностороннем порядке, поскольку в соответствии с пунктом п.4.2. Приложения N1 к Контракту, сотрудники подрядной организации (наемный персонал который будет задействован в обслуживании АПВГК) должны иметь действующие свидетельства и (или) сертификаты подтверждающие квалификацию.
Требований о наличии заключенного договора субподряда (до начала фактического оказания услуг), ни аукционной документацией, ни Контрактом, не установлено.
Переданные Заказчику письмом от 04.05.2022 г. исх. N146 и от 01.07.2022 исх. N194, сертификаты подтверждающие квалификацию сотрудников Субподрядных организаций, в полной мере соответствуют п. 2.4. Приложения N1 к Контракту.
При рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
То есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Комиссия приходит к выводу, что бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение ООО "Горизонт" и его злонамеренное уклонение от исполнения заключенного контракта, Заказчиком не представлено.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Подрядчика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
По результатам рассмотрения обращения Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, комиссия Чувашского УФАС России не усматривает в действиях ООО "Горизонт" намеренного уклонения от исполнения контракта и недобросовестных действий, поскольку Подрядчиком совершались действия, направленные на исполнение контракта.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных ООО "Горизонт" действий в рамках исполнения контракта, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что необходимость по включению ООО "Горизонт" в Реестр отсутствует, поскольку действия Подрядчика свидетельствуют о его намерении исполнить контракт.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Казенным учреждением Чувашской Республики "Центр организации и безопасности дорожного движения Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Горизонт", , не включать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 14 сентября 2022 г. N 021-10-104-801-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2022