Резолютивная часть объявлена 12.09.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.09.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Врио заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Чирухин К.В. по доверенности N б/н от 09.09.2022;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Гайль И.Н. по доверенности N 2 от 14.01.2022,
рассмотрев жалобу ООО "Техноимпорт" (ИНН: 7751506234; ОГРН: 1127747009631) от 06.09.2022 N 9243-ЭП/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская клиническая травматологическая больница", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка кроватей медицинских многофункциональных (извещение N 0187200001722000835) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Техноимпорт" (ИНН: 7751506234; ОГРН: 1127747009631) от 06.09.2022 N 9243-ЭП/22, на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка кроватей медицинских многофункциональных (извещение N 0187200001722000835).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчик в Техническом задании установил технические требования к медицинской кровати, которые ограничивают конкуренцию.
2. Согласно техническому заданию Заказчику требуется Кровать больничная с электроприводом четырехсекционная. Код ОКПД2 в извещении указан 32.50.30.119 Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части.
При этом, объектом данной закупки, в соответствии с описанием объекта закупки, является закупка медицинских кроватей. Данному товару соответствует код позиции каталога товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд 32.50.50.190 "Кровать больничная".
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно Технического задания Заказчику требуется следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Описание (характеристики) объекта закупки* |
|||
N п/п |
Наименование показателя ** |
Значения показателей, которые не могут изменяться *** |
Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Кровать медицинская многофункциональная |
1 |
Возможность изменения высоты |
да |
|
2 |
Грузоподъемность, кг |
|
|
||
3 |
Положение Тренделенбурга и Антитренделенбург |
да |
|
||
4 |
Привод |
Гидравлический |
|
||
5 |
Тип |
Трехсекционная |
|
||
6 |
Тип регулировки секций |
Гидравлический |
|
||
7 |
Габаритные размеры кровати: |
наличие |
|
||
7.1 |
Длина (включая бамперы), мм |
|
не менее 2200; не более 2300 |
||
7.2 |
Ширина (включая бамперы), мм |
|
не менее 850; не более 915 |
||
8 |
Размеры ложа: |
наличие |
|
||
8.1 |
Длина матрацного основания, мм |
|
не менее 2000; не более 2070 |
||
8.2 |
Ширина матрацного основания, мм |
|
не менее 800; не более 815 |
||
9 |
Диапазон гидравлической регулировки высоты ложа, мм |
|
Нижняя граница диапазона: не более 435; Верхняя граница диапазона: не менее 830. |
||
10 |
Отверстия для крепления дополнительного оборудования расположены на каркасе кровати (подрамнике), шт. |
|
не менее 2 |
||
11 |
Конструкция подрамника обеспечивает подъём спинной секции без подъёма головного торца кровати и навесных аксессуаров. |
наличие |
|
||
12 |
Диапазон плавной регулировки спинной секции, градус |
Нижняя граница диапазона 0 |
Верхняя граница диапазона не менее (+70) |
||
13 |
Регулировка спинной секции с обеих сторон кровати с помощью пневмо-гидравлической пружины |
наличие |
|
||
14 |
Продольное смещение секций при увеличении угла наклона секции спины |
наличие |
|
||
15 |
Рычаги управления функциями кровати расположены с двух сторон кровати. |
наличие |
|
||
16 |
Разделение цветом рукояток на рычагах для регулировки экстренных и стандартных регулировок. |
наличие |
|
||
17 |
Плавная регулировка с обеих сторон кровати ножных секций |
наличие |
|
||
18 |
Регулировка ножных секций с помощью пневмо-гидравлических пружин |
наличие |
|
||
19 |
Диапазон положения Тренделенбург, градус |
|
Нижняя граница диапазона не более(-25); Верхняя граница диапазона не менее ( -20). |
||
20 |
Диапазон положения Антитренделенбург, градус |
|
Нижняя граница диапазона не более(+12); Верхняя граница диапазона: не менее(+15). |
||
21 |
Бесступенчатая пневматическая регулировка положений Тренделенбург и Антитренделенбург с помощью пневмо-гидравлических пружин |
наличие |
|
||
22 |
Защитные бампера по углам кровати, шт |
|
не менее 4 |
||
23 |
Диаметр бамперов, мм |
|
не менее 100 |
||
24 |
Съемные торцы, шт |
|
не менее 2 |
||
24.1 |
Вставка торца: каркас из АВС пластика с металлической вставкой, покрытой порошковой краской |
наличие |
|
||
24.2 |
На каждом из торцов предусмотрены по 2 фиксатора для их надежной фиксации |
наличие |
|
||
24.3 |
Торцы устанавливаются на кровать путем опускания двух металлических штифтов в специальные отверстия на раме (подрамнике) кровати |
наличие |
|
||
25 |
Колеса |
наличие |
|
||
25.1 |
Диаметр колес, мм. |
|
не менее 125 |
||
25.2 |
Материал колес- износостойкая термопластичная резина |
наличие |
|
||
25.3 |
Управление колесами, 3 положения |
наличие |
|
||
25.4 |
Функция прямолинейного движения |
наличие |
|
||
25.5 |
Положение одно колесо заблокировано по направлению движения |
наличие |
|
||
25.6 |
Положение все колеса разблокированы |
наличие |
|
||
26 |
Центральный тормоз |
наличие |
|
||
27 |
Каркас ложа изготовлен из металлической трубы круглого сечения |
наличие |
|
||
28 |
Материал плат ложа |
|
перфорированный облегчённый АВС пластик или стальной лист |
||
29 |
Боковые ограждения складывающиеся в сборе |
наличие |
|
||
29.1 |
Боковые ограждения расположены с двух сторон кровати |
наличие |
|
||
29.2 |
Быстросъемные, крепление с помощью двух зажимов |
наличие |
|
||
29.3 |
Боковые ограждения изготовлены из трех горизонтальных труб |
наличие |
|
||
29.4 |
Бампера-рукоятки, изготовленные из пластика для захвата и перемещения кровати, должны быть установлены по обоим концам ограждения |
наличие |
|
||
29.5 |
Механизм быстрой фиксации на трёх уровнях с помощью пружинного фиксатора |
наличие |
|
||
29.6 |
Регулировка положения боковых ограждений производится посредством нажатия одной рукой рычага, расположенного на нижней трубе и установки боковых ограждений в одно трех положений |
наличие |
|
||
29.7 |
Положения боковых ограждений |
выше уровня матраца, среднее, ниже уровня матраца |
|
||
30 |
Фиксаторы матраса на раме |
наличие |
|
||
31 |
Матрац |
наличие |
|
||
31.1 |
Размер матраца (Ш х В х Д), мм |
|
Не менее 800х100х2000 |
||
31.2 |
Чехол на молнии из ткани с полиуретановой и поливинилхлоридной пропиткой |
наличие |
|
||
31.3 |
Полная водонепроницаемость, паронепроницаемость, нескользящая поверхность, гипоаллергенность, антибактериальная обработка против аллергенных и пылевых клещей, негорючесть, антистатичность, устойчив к дезинфицирующим средствам, обработка в автоклаве, стирка при температуре до 95 градусов. |
наличие |
|
Таким образом, Заказчик закупает продукцию согласно собственной потребности, нарушений не установлено. Иное не доказано.
Первый довод Заявителя жалобы является необоснованным.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 "Правил использования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно техническому заданию Заказчику требуется Кровать больничная с электроприводом четырехсекционная. Код ОКПД2 в извещении указан 32.50.30.119 Мебель медицинская прочая, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части.
При этом, объектом данной закупки, в соответствии с описанием объекта закупки, является закупка медицинских кроватей. Данному товару соответствует код позиции каталога товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд 32.50.50.190 "Кровать больничная".
В данном случае в КТРУ присутствуют позиции с характеристиками необходимыми Заказчику для удовлетворения своих потребностей:
32.50.50.190-00002423 Кровать больничная
Укрупненная Обязательно к применению с 10.06.2021
Код ОКПД-2 32.50.50.190 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки
Единица ОКЕИ Штука
Описание
Обязательные характеристики
Грузоподъемность 250 кг,
225 кг,
200 кг,
180 кг,
170 кг,
160 кг,
150 кг,
140 кг,
130 кг,
120 кг,
110 кг
Тип Пятисекционная, Четырехсекционная, Трехсекционная, Двухсекционная, Односекционная
Привод Гидравлический, Электрический, Механический
Необязательные характеристики
Возможность изменения высоты Неважно, Да
Положение Тренделенбурга/антиТренделенбурга Неважно, Да
Рентгенопрозрачная спинная секция Неважно, Да
Тип регулировки секций Гидравлический, Электрический, Механический
А также:
32.50.30.110 Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части.
32.50.50.000 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие.
32.50.50.190-00002265Кровать больничная
Обязательно к применению с 10.06.2021
Код ОКПД-2
32.50.30.110 Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части
32.50.50.190 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки
Единица ОКЕИ Штука
Описание
Обязательные характеристики
Грузоподъемность 225 кг
Тип трехсекционная
Привод Гидравлический
Необязательные характеристики
Возможность изменения высоты Неважно, Да
Положение Тренделенбурга/антиТренделенбурга Неважно, Да
Рентгенопрозрачная спинная секция Неважно, Да
Тип регулировки секций Гидравлический, Электрический, Механический
Согласно подпунктам "б"-"и" пункта 10 Правил в позицию каталога включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В данном случае Заказчиком из позиции КТРУ 32.50.50.190-00002314 взято описание объекта закупки, без указания самой позиции КТРУ.
Использование описания объекта закупки согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00002265 при размещении Извещения в ЕИС не является нарушением законодательства о контрактной системе, довод является необоснованным в данной части.
Согласно подпункту б) пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Изучив Техническое задание, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком указана дополнительная информация о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках необходимого к поставке товара.
Однако, в описании товара необходимого к поставке отсутствует обоснование необходимости использования такой информации, что является нарушением положений части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и пункта 6 Правил, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией Управления установлено, что на участие в данной закупке подано 2 заявки.
Отсутствие обоснования указания дополнительной информации о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках при размещении Извещения в Единой информационной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, Комиссия Управления решила предписание не выдавать.
Жалоба ООО "Техноимпорт" (ИНН: 7751506234; ОГРН: 1127747009631) от 06.09.2022 N 9243-ЭП/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техноимпорт" (ИНН: 7751506234; ОГРН: 1127747009631) от 06.09.2022 N 9243-ЭП/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская клиническая травматологическая больница", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка кроватей медицинских многофункциональных (извещение N 0187200001722000835) частично обоснованной (в части отсутствия обоснования указания дополнительной информации о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках при размещении Извещения в Единой информационной системе).
2. Признать в действиях БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская клиническая травматологическая больница", нарушение положений части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 6 "Правил использования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: О.Н. Михайлова
Ю.А. Петухова
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 сентября 2022 г. N 086/06/23-1267/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022