Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
членов Комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Шендрик Е.В.,
- заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Елина Д.Т.,
в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ КК "Вилючинская городская больница" (далее - Заказчик): Карновой О.С. (по доверенности от 09.09.2022 N 00000000099),
в отсутствие заявителя - ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель), уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика эндоскопической визуализации для нужд ГБУЗ КК ВГБ путем электронного аукциона (далее - ЭА) (закупка N 0338300003322000090), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводится процедура определения поставщика путем ЭА на поставку эндоскопической визуализации для нужд ГБУЗ КК ВГБ (далее - Оборудование) (закупка N 0338300003322000090) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 29.08.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 330 000 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений на участие в Закупке было подано две заявки, которые были признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению о Закупке.
06.09.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная 05.09.2022 через ЕИС, на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, при осуществлении Закупки:
1) при описании объекта Закупки неправомерно установил ряд показателей характеристик Оборудования, которые не позволяют поставить Оборудование иных производителей, кроме единственного производителя Пентакс,
2) неправомерно установил требование к участнику Закупки о наличии у него лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Заказчик в письме от 09.09.2022 N 1722 с доводами жалобы не согласился, пояснив следующее.
1. Согласно законодательству о контрактной системе Заказчик вправе установить такие характеристики, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
В соответствии с правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 г. N 11017/2010, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался в том числе действующими специализированными Национальными стандартами и нормативно-правовыми актами, регламентирующими эксплуатацию эндоскопического оборудования, а именно: "ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок".
В соответствии с вышеуказанным ГОСТ, Примечание к Таблице 1, указано: "Формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/ назначения ВЭ комплекса в медицинском учреждении.
Допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований в тендере на закупку ВЭ комплекса, приведенных в таблице 1. по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении".
При проведении медико-технического анализа и консультаций со специалистами, для которых осуществляется рассматриваемая Закупка, были определены существенные характеристики закупаемого Оборудования, которые в свою очередь отражены в табличной части Описания объекта Закупки.
Дополнительно обращаем внимание, что требуемым характеристикам соответствует Оборудование как минимум двух производителей.
В части название файла, размещённого в ЕИС, сообщаем, что для составления описания объекта Закупки, Заказчик в том числе использовал технические характеристики выпускаемых медицинских изделий компанией Пентакс, что не противоречит и не нарушает действующее законодательство Российской Федерации.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пунктов 1, 2, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о Закупке Заказчиком закупается Оборудование соответствующее позиции по КТРУ - 26.60.12.119-00000374: Система эндоскопической визуализации.
По данной позиции характеристики товара отсутствуют.
Описание объекта Закупки содержится в приложенном к извещению электронном документе.
При описании объекта Закупки Заказчик использовал установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминологию, а именно "ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок", что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
В описании объекта закупки Заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В техническом задании отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика спорные показатели характеристик Оборудования установлены исходя из объективных потребностей Заказчика и направлены на повышение качества оказания услуг медицинским учреждением (эффективное размещение и эксплуатация оборудования, возможность эффективной манипуляции с учетом специфики эксплуатации видеобронхоскопа, снижение неприятных ощущений у пациентов при проведении процедур), выполнение требований приказа Минздрава России от 06.12.2017 N 974н "Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований".
Заказчик предоставил доказательства того, что спорным показателям характеристик Оборудования соответствует Оборудование как минимум двух производителей: "Олимпас Медикал Системс Корп." и "Хоя Корпарейшен" (Инструкция на видеоинформационный центр OLYMPUS CV-170, руководства по эксплуатации на EVIS EXERA 2 Колоновидеоскоп, Гастроинтестинальный видеоскоп, руководство по эксплуатации на Бронховидеоскоп OLYMPUS BF-1T150).
Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к показателям характеристик Оборудования являются значимыми для Заказчика, а потребность в Оборудовании с данными показателями характеристик - обоснованной. Описание объекта Закупки не противоречит требованиям, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Таким образом, довод N 1 жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 данного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 (далее - Положение) лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к данному Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 Положения осуществляется техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2а потенциального риска применения, в том числе гастроэнтерологические медицинские изделия.
Согласно ГОСТ Р 58451-2019 "Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения" монтаж (монтажные работы), это основные работы по сборке и установке в проектное положение медицинского изделия с закреплением его, присоединением к нему различных коммуникаций, воды, пара, электроэнергии, средств контроля и управления, а также соединение его с шинами заземления и выравнивания потенциалов и т.п.; монтируемое (требующее монтажа) медицинское изделие, это медицинское изделие, которое может быть введено в эксплуатацию только после сборки его отдельных узлов и частей, установки на фундаменты или опоры, прикрепления к полу, междуэтажным перекрытиям и другим несущим конструкциям зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 1.1. раздела N 1 Проекта контракта "Предмет Контракта" Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинского оборудования (Система видеоэндоскопическая) (код ОКПД 2 -26.60.12.119-0000374) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, провести уборку от мусора в помещениях (упаковка от товара и другие отходы после введения товара эксплуатацию) провести инструктаж специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
Таким образом, Заказчиком осуществляется закупка Оборудования с последующей установкой, монтажом, вводом в эксплуатацию, проведением инструктажа специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования.
Поскольку монтаж и наладка медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения подлежит лицензированию, то установление единого требования к участникам Закупки о наличии у них лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Таким образом довод N 2 жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Л.Б. Шиханова
Члены комиссии: ____________________ Е.В. Шендрик
_____________________ Д.Т. Елин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 12 сентября 2022 г. N 041/06/33-359/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2022