На основании части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), приказа Иркутского УФАС России N 038/153/22 от 06.05.2022 г.,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе: "_"; участники Инспекции: "_"; "_";
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной центр медицины катастроф" на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при утверждении документации о проведении электронного аукциона "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Иркутской области ", извещение N 0134200000121005879.
Место нахождения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной центр медицины катастроф" - 664049, Иркутская обл, г. Иркутск, мкр Юбилейный, д. 100.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Обращение АО "Национальная служба санитарной авиации";
- Документация о проведении электронного аукциона "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Иркутской области", извещение N 0134200000121005879;
- Заявка на участие в электронном аукционе "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Иркутской области", извещение N 0134200000121005879;
- Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 09.12.2021 N0134200000121005879-1;
-государственный контракт N N 4-А/22 от 21 декабря 2021 года на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Иркутской области.
Описательная часть
12 августа 2022 года в Иркутское УФАС России из ФАС России перенаправлено обращение АО "Национальная служба санитарной авиации" о проведении внеплановой проверки в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной центр медицины катастроф".
На основании вышеназванного обращения Инспекцией Иркутского УФАС России в отношении заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной центр медицины катастроф" на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при утверждении документации о проведении электронного аукциона "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Иркутской области ", извещение N 0134200000121005879.
01 декабря 2021 г. на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена документация о проведении электронного "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Иркутской области ", извещение N 0134200000121005879.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 93 360 290 руб. 00 коп.
По результатам проведенной проверки Инспекцией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в Техническом задании.
В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Иркутской области.
Так пунктом 9 Технического задания установлены следующие характеристики воздушных судов:
"Тип воздушного судна:
1.Воздушное судно с медицинским модулем или с медицинским оборудованием, а также воздушное судно, являющееся резервным должно соответствовать следующим требованиям:
Срок выпуска (возраст) воздушного судна: не ранее 01.01.2014 г.,
произведенного на территории Российской Федерации
максимальная взлетная масса не более 13000 кг;
максимальная скорость не менее 250 км/ч;
максимальная дальность полета при полной заправке основных топливных баков не менее 450 км;
наличие противообледенительной системы;
наличие системы отопления и вентиляции с подачей подогреваемого воздуха в салон;
наличие возможности выполнения полетов по приборам в сложных метеорологических условиях как в светлое, так и темное время суток;
наличие источника постоянного тока (по ГОСТ Р54073-210) напряжением не менее 27 В для обеспечения работоспособности изделий медицинского назначения;
наличие в салоне сидений для медицинских работников и сопровождающих лиц не менее 6 (шести), для пациентов: не менее 5 (пяти) из них 2 носилочных с обшивкой из материала, подлежащего влажной обработке с дезинфицирующими средствами;
наличие дополнительных подвесных топливных баков, обеспечивающих максимальную дальность полета не менее 960 км.
наличие в салоне 1 рабочего стола для заполнения медицинской документации;
наличие фиксируемого контейнера для отходов класса "Б";
наличие на воздушном судне, используемом для выполнения Работ, изображения красного креста в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
наличие медицинского модуля.
1.13.1.Медицинский модуль вертолетный, используемый на воздушных судах, выполняющих полеты по заявкам Заказчика, должен соответствовать следующим требованиям:
1.13.2..иметь регистрационное удостоверение на медицинское изделие "Модуль медицинский вертолетный", выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения;
1.13.3потребляемый ток не более 50 А***;
1.13.4.мощность, потребляемая медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, не более 800 Вт***;
1.13.2.мощность, потребляемая модулем, не более 1000 Вт***;
1.13.6.количество кислородных баллонов в системе СПКМ 2 шт.*;
1.13.7.вместимость кислородного баллона 10 л.*;
1.13.8.давление в кислородном баллоне не более 20 (200) МПа (кгс/см2)***;
1.13.9.давление медицинского кислорода в раздаточных розетках 0,49 (4,9) МПа (кгс/см2)*;
1.13.10.наличие возможности размещения не менее двух носилочных больных (пострадавших);
1.13.11.наличие возможности размещения медицинской техники и изделий медицинского назначения в рабочем и транспортировочном положении;
1.13.12.наличие возможности оказания анестезиолого-реанимационной помощи на борту воздушного судна во время полета;
1.13.13.наличие возможности погрузки (разгрузки) на наземные транспортные средства с помощью штатных аэродромных средств наземного обслуживания, а также погрузку в воздушное судно и выгрузку из него;
1.13.14.наличие возможности проверки работоспособности медицинского оборудования вне воздушного судна от внешнего источника питания;
1.13.15.наличие на каждую единицу медицинской техники и изделий медицинского назначения, входящую в медицинский модуль (в соответствии с Приложением 1 к настоящему техническому заданию) следующих документов:
регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий";
акт ввода в эксплуатацию;
паспорт и инструкция по эксплуатации;
сведения о поверке;
акт технического обслуживания.
2. Воздушное судно с медицинским оборудованием должно соответствовать следующим требованиям:
2.1. взлетный вес не более 12 000 кг;
2.2. практическая дальность полета не менее 450 км,
- крейсерская скорость не менее 180 км/час,
2.3. наличие в салоне сидений для медицинских работников и сопровождающих лиц не менее 5 (пяти), для пациентов: не менее 5 (пяти) из них 2 носилочных с обшивкой из материала, подлежащего влажной обработке с дезинфицирующими средствами
2.4.система отопления и вентиляции воздушного судна должна обеспечивать подачу подогреваемого или холодного воздуха в кабины экипажа и пассажиров.
2.5. возможность установки на борту следующего портативного медицинского оборудования, обеспечивающего наблюдение за больными и проведение интенсивного лечения на всем протяжении полета:
2.6. наличие подставки или иного приспособления для установки носилок;
2.7. наличие подставки для установки и закрепления транспортного аппарата искусственной вентиляции легких;
2.8.наличие места для размещения и закрепления баллонов с медицинским кислородом;
-наличие подставки для установки электрокардиографа, дефибриллятора (электроразряда);
2.9.наличие источника бортового электропитания для подключения медицинской аппаратуры;
2.10. наличие бортового приспособления для крепления флаконов и систем при проведении внутривенных капельных вливаний;
2.11.обеспечение санитарно-гигиенического режима в салоне, оптимальной освещенности рабочего места медперсонала, систем вентиляции и обогрева;
2.12. дополнительные топливные баки не должны находиться внутри салона воздушного судна".
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Инспекцией Иркутского УФАС России установлено, что документация об осуществлении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в документации установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в документации отсутствуют, следовательно, документация об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия выполненных работ потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в документации в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, Заказчиком в документации установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Таким образом, Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной центр медицины катастроф" на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при утверждении документации о проведении электронного аукциона "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Иркутской области ", извещение N 0134200000121005879, нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не установлено.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной центр медицины катастроф" на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при утверждении документации о проведении электронного аукциона "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Иркутской области", извещение N 0134200000121005879, нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022