Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Уральского таможенного управления (вх. N 7201-ЭП/22 от 07.09.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТОП ИНВЕСТ" исполнителе по контракту N 01621000224220000360001 от 24.05.2022 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем кондиционирования воздуха на объектах, расположенных в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Гоголя, 27 (извещение N 0162100022422000036), в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11 часов 00 минут при участии представителей:
- заказчика в лице Уральского таможенного управления - *
- заинтересованного лица ООО "ТОП ИНВЕСТ" - *
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Уральского таможенного управления (вх. N 7201-ЭП/22 от 07.09.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТОП ИНВЕСТ" исполнителе по контракту N 01621000224220000360001 от 24.05.2022 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем кондиционирования воздуха на объектах, расположенных в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Гоголя, 27 (извещение N 0162100022422000036).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителей заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
25.04.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем кондиционирования воздуха на объектах, расположенных в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Гоголя, 27 (извещение N 0162100022422000036).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 300 000.00 рублей.
Контракт N 01621000224220000360001 от 24.05.2022 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем кондиционирования воздуха на объектах, расположенных в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Гоголя, 27 был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 24.05.2022 г.
В соответствии п. 1.1 контракта N 01621000224220000360001 от 24.05.2022 г. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем кондиционирования воздуха на объекте, расположенном в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Гоголя, 27 (далее - услуги) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 20 декабря 2022 г. включительно (п. 1.2 контракта).
На основании п. 10.1 контракта, контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2022 г. включительно, а в части взаиморасчетов, до полного их завершения.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, условиями контракта N 01621000224220000360001 от 24.05.2022 г. предусмотрено оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем кондиционирования воздуха в сроки, установленные пунктом 1.2 контракта. При этом, ООО "ТОП ИНВЕСТ" выполнило обязательства по контракту не в полном объеме.
Согласно п. 2.2.5 раздела "Описание объекта закупки", являющегося приложением к государственному контракту, заказчиком в адрес Исполнителя направлялись заявки об устранении выявленных неисправностей, а именно: заявка N 4 от 12.07.2022 г. (каб. 317 - из кондиционера течет по стене), заявка N 5 от 05.08.2022 г. (каб. 606 - демонтировать внутренний и наружный блоки СКВ, монтаж внутреннего и наружного блока СКВ).
Актами от 15.08.2022 г., от 17.08.2022 г., от 09.08.2022 г. установлен факт неисполнения заинтересованным лицом условий государственного контракта в части необеспечения прибытия ремонтного персонала в течение рабочего дня для устранения неисправностей и выполнения работ по двум заявкам (заявка N 4 от 12.07.2022 г., заявка N 5 от 05.08.2022 г.).
Согласно пояснениям представителя заказчика, к моменту принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения, указанные в актах, не устранены.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. 9.4 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 26.08.2022 г.
01.01.2022 г. вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. N 81 от 30.12.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее Закон о контрактной системе).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 26.08.2022 г.
Датой надлежащего уведомления считается 26.08.2022 г.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 06.09.2022 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На рассмотрении заявления представитель ООО "ТОП ИНВЕСТ" пояснил нижеследующее:
В ходе технического обслуживания систем кондиционирования воздуха по заявке N 4, направленной в рамках заключенного между сторонами государственного контракта, Исполнителем были выявлены неисправности дренажного насоса в сплит-системах, о чем свидетельствуют следующие акты: N 1 от 13.07.2022 г., N 2 от 13.07.2022 г., N 3 от 13.07.2022 г., N 5 от 13.07.2022 г., N 6 от 13.07.2022 г., N 7 от 13.07.2022 г., N 8 от 25.07.2022 г.
Специалистами ООО "ТОП ИНВЕСТ" были осуществлены действия по установке отвода конденсата в обход дренажного насоса, в связи с отсутствием возможности своевременного устранения неисправности посредством замены необходимого оборудования (поставка насосов, страной происхождения которых выступает иностранное государство, занимает около 1 мес.).
При этом, Комиссией установлено, что работы по заявке N 4, неисполнение которой является основанием принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, были выполнены и оплачены в полном объеме (Акт об оказании услуг по текущему ремонту систем кондиционирования воздуха N 1 от 31.08.2022 г.).
По неисполненной заявке N 5 представитель заинтересованного лица пояснил, что замена сплит-системы невозможна в ввиду необходимости приобретения дополнительных строительных лес для надлежащего исполнения работ, что в соответствии с п. 2.2.8 раздела "Описание объекта закупки", не предусмотрено условиями контракта.
Исходя из информации, размещенной в единой информационной системе, следует, что работы по контракту N 01621000224220000360001 от 24.05.2022 г. оплачены на общую сумму 123 553.00 руб., выполнены на сумму 148 457.94 руб. (цена контракта - 300 000.00 руб.).
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах Комиссия в действиях (бездействии) ООО "ТОП ИНВЕСТ" не усматривает факта недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 и Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "ТОП ИНВЕСТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Уральского таможенного управления нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 сентября 2022 г. N РНП-066/06/104-3039/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2022