Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" - *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *,
- заявителя в лице ООО "ПРОГРЕСС" - *, *,
рассмотрев жалобу ООО "ПРОГРЕСС" (вх. N 7338-ЭП/22 от 08.09.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" (ГАУЗ СО "СОКБ N 1"), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, аналоговой (наименование по соглашению "Аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга") (извещение N 0162200011822002665), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ПРОГРЕСС" (вх. N 7338-ЭП/22 от 08.09.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице ГАУЗ СО "СОКБ N 1", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, аналоговой (наименование по соглашению "Аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга") (извещение N 0162200011822002665), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением действующего законодательства. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.09.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011822002665 на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, аналоговой (наименование по соглашению "Аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга").
Начальная (максимальная) цена контракта составила 28 692 000, 00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования указанного каталога определены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145 каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
На основании пункта 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с извещением электронного аукциона объектом закупки является: "Поставка системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, аналоговой (наименование по соглашению "Аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга")".
К указанному электронному аукциону заказчик применил следующую позицию КТРУ: 26.60.11.112-00000005 "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, аналоговая".
В карточке КТРУ 26.60.11.112-00000005 в разделе описание товара, работы, услуги сведения об характеристиках товара, работы, услуги отсутствуют.
Таким образом, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно первому доводу жалобы, заказчиком при описании объекта закупки и установлении требований к поставляемому товару не использовано описание товара, согласно позициям КТРУ, что свидетельствует о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 145.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия характеристик товара по КТРУ 26.60.11.112-00000005, а также с его фактическими потребностями, с учетом специфики его деятельности и полностью соответствует положениям действующего законодательства.
Из вышеуказанных норм следует, что заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнять его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Вышеуказанная позиция также отражена в Письме Минфин России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия, проанализировав Описание объекта закупки, являющегося приложением к извещению, нарушений Закона о контрактной системе не усматривает. Также, Комиссия отмечает, что в соответствии с техническим заданием Описания объекта закупки по каждому показателю характеристики товара присутствует обоснование использования такой характеристики.
На основании вышеизложенного, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Доказательств обратного Комиссии не представлено.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, представителем общества был заявлен дополнительный довод, согласно которому заказчик при формировании описания объекта закупки, установил технические характеристики к товару таким образом, что данный товар соответствует одному производителю.
Вместе с тем, в силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
1) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Согласно извещению электронного аукциона N 0162200011822002665 дата и время окончания срока подачи заявок - 09.09.2022 07:00 (МСК+2).
Таким образом, указанный дополнительный довод не подлежит рассмотрению, ввиду истечения сроков обжалования положений извещения согласно ст. 105 Закона о контрактной системе. Более того, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность указанного довода.
Согласно второму доводу жалобы заказчик при расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) использует код медицинского изделия, который не соответствует КТРУ.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что что 11.07.2022 года заказчик разместил публичный запрос цен на необходимый товар. В ответ на запрос поступило три. коммерческих предложения, с информацией о товарах двух различных производителей.
На дату проведения электронного аукциона на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, аналоговой (наименование по соглашению "Аппарат рентгеновский передвижной типа С-дуга") (извещение N 0162200011822002665 опубликовано 01.09.2022 г.) Положение о закупках ГАУЗ СО "СОКБ N 1" признано Наблюдательным советом самого заказчика утратившим силу, следовательно ГАУЗ СО "СОКБ N 1" не размещено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Положение о закупках.
Пунктом 2.4 Протокола совещания под руководством Министра здравоохранения Свердловской области А.А. Карловапо вопросу реализации мероприятий по совершенствованию закупок учреждениями здравоохранения Свердловской области установлено, что ГАУЗ СО "СОКБ N 1" необходимо принять локальные правовые акты по вопросу изменения с 01.09.2021 порядка осуществления закупок, в том числе о создании контрактной службы либо о назначении контрактного управляющего; Срок - до 30 июля 2021 года.
Правовое последствие не размещения автономным учреждением - субъектом Закона о закупках Положения о закупках в порядке, предусмотренном указанным законом - обязанность руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке (ч. 4 ст. 8 Закона о закупках).
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля), в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, Свердловское УФАС России не имеет правовых оснований для рассмотрения довода жалобы в части расчета НМЦК, ввиду того, что Свердловское УФАС России, как контрольный орган в сфере закупок, не является органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ПРОГРЕСС" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГАУЗ СО "СОКБ N 1", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГАУЗ СО "СОКБ N 1", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела по жалобы ООО "ПРОГРЕСС" в Министерство финансов Свердловской области для рассмотрения второго довода в рамках полномочий.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
*
* |
|
*
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 сентября 2022 г. N 066/06/106-3048/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022